Номер 15 (1408), 11.05.2018
Название программы сразу привлекло: "Утёсов в джазе".
Афиша обещала еще большее: "Почти мюзикл в 8 сценах...".
Фейсбук уточнял: "...камерный "почти-что-мюзикл" в 8 картинах, концерт-посвящение Леониду Утёсову, одному из первых советских джазменов, чьи песни знакомы нам с детства, в исполнении джаз-бенда...".
Выбора у меня, понятное дело, не было: надо идти. Тем более, что и место проведения весьма примечательное - "Перрон № 7".
Не думаю, что организаторы, выбирая место проведения, учли один из фактов биографии Леонида Утёсова. Его коллектив долгие годы патронировал многолетний нарком путей сообщения СССР, секретарь ЦК ВКП(б), член Политбюро ЦК Лазарь Каганович. Более того, с 28 февраля 1938 года Леонид Осипович был Почетным железнодорожником.
Но это так, лирическое отступление.
Начну с конца.
Музыкальное исполнение подобранных песен, их джазовые обработки были сделаны хорошо. Прекрасно работали все музыканты под руководством Майка Кауфмана-Портникова. Хороший голос у солиста (по ходу программы, представлявшего и образ самого Утёсова) Валерия Величко.
И если бы программа была только музыкально-песенной, то можно смело сказать, что коллектив с задачей справился, передав и дух, и стиль песен утёсовского репертуара. Об этом я даже сказал после представления, обращаясь к исполнителям и зрителям в зале.
Но, к сожалению, кроме музыки, были еще и тексты...
А вот тут-то многое вызвало, мягко говоря, недоумение.
Сначала удивил пассаж в анонсе на Фейсбуке, где, в частности, писалось: "Знаменитая песня "Сердце", исполненная Утёсовым в этом фильме ["Веселые ребята"], была написана Исааком Дунаевским задолго до съемок".
Там же, на странице Фейсбука, я посчитал необходимым уточнить:
"По поводу песни "Сердце".
Некорректно писать, что она написана задолго до фильма "Веселые ребята".
Василий Лебедев-Кумач был привлечен к написанию текстов песен фильма на очень позднем этапе. Практически после завершения основной части съемок.
Можно было бы сказать, что мелодия будущей песни "Сердце" была сочинена до создания фильма. Но и это не совсем точно.
Основой кинокартины (как сюжетной, так и музыкальной) был спектакль "Музыкальный магазин", музыку к которому писал Исаак Дунаевский.
Но темы "Сердце" в партитуре "Музыкального магазина" не было.
И это исторические факты..."
Замечу, что ссылки на такой источник, как Википедия, всерьез не принимаются... Достаточно того, что эта псевдо-энциклопедия до сих пор указывает две даты рождения Леонида Утёсова: "9 (21) марта 1895 года или 10 [22] марта 1895", хотя есть документ, не оставляющий места для разночтения: Утёсов родился 22 марта! Кстати, и брак с Антониной Сергеевной Ревельс датируется в Википедии: "с 1982 года (в течение двух последних месяцев своей жизни)", хотя регистрация имела место 8 октября 1981 года.
Снова возвратимся к анонсу программы "Утёсов в джазе" на Фейсбуке. Удивила и такая фраза: "В 2010 году первая советская джаз-комедия с Утёсовым была показана по телевидению в восстановленном цветном варианте". Как будто фильм снимался на цветной кинопленке (опять Вики подвела!)...
Теперь же о самой программе. С первой же минуты вспомнился "Монолог попугая" Аркадия Хайта со знаменитой фразой: "Товарищи! В зоопарке тиграм не докладывают мяса!" Вместо обещанного афишей и Фейсбуком квинтета на сцене присутствовал только квартет (рояль, кларнет, контрабас, ударные), хотя скрипки в программе явно не хватало.
Не увидел я не только обещанного мюзикла (от английского - Musical, - музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства), но и "почти-что-мюзикла". Дело не только в том, что не было хореографии, не было и драматургии.
Непонятым осталась ссылка, обещавшая нечто "в 8 картинах". Что под этими восьмью картинами подразумевалось - загадка...
И здесь хочется чуть детальнее поговорить о драматургии представления.
Неприятно было услышать с самого начала от ведущего, что музыканты утёсовского оркестра не любили Леонида Осиповича за то, что он перед репетицией долго и нудно рассказывал, что они должны будут исполнять.
Откуда взята эта информация, не знаю, оставлю на совести того, кто ее вписал в сценарий (если таковой и был).
Мне приходилось общаться со многими музыкантами утёсовского коллектива. И все они отзывались о своем руководителе только в превосходной форме. Это и саксофонист Аркадий Михайлович Котлярский (его "утёсовский" стаж - 32 года), и композитор Владимир Яковлевич Шаинский, который начинал как скрипач в утёсовском оркестре. Несколько раз встречался в Москве с Борисом Ривчуном, сыном солиста еще первого утёсовского состава Александра Ривчуна, практически последний из тех, кто работал под непосредственным руководством Утёсова. И даже так и не попавший в состав оркестра, но отсидевший несколько репетиций Ян Абрамович Френкель (вот уж кто мог бы обидеться на Мастера) никогда ничего не сказал отрицательного о Леониде Осиповиче...
Отсутствие сценариста чувствовалось и в том, что отдельные утёсовские шутки никак не были связаны ни с песней, прозвучавшей после шутки, ни даже с песней, прозвучавшей до нее. Да, публика смеялась. Смеялась шутке, но цельного сюжета не было... А некоторые шутки просто остались незавершенными, недосказанными...
И хотя в целом музыкальная часть программы прозвучала хорошо, принцип ее составления лично мне непонятен. Песни были собраны достаточно хаотично, без какой-либо логики, будь-то хронологической, будь-то тематической. Как пример: после песни "Дорога на Берлин" (конец войны!) через несколько номеров, уже никак не связанных с военным временем, вдруг исполняются куплеты "Барон фон дер Пшик" (середина войны). И подобных "проколов" в программе предостаточно.
Не получилось и с видеорядом. Было несколько клипов, которые крутились по циклической схеме, очень редко попадая в сюжет звучащей песни. А ведь сегодня, даже если не пользоваться YouTube (соблюдая авторские права), можно создать видеоряд только на основании огромного фотоархива о Леониде Утёсове, о том времени, о тех событиях...
Но завершить все-таки хочется на положительной ноте.
Спасибо всему коллективу "Перрон № 7" за организацию не только джазовой программы, но и всего что предшествовало ей, и было после...
Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ,
доктор искусствоведения.
На фото:
удостоверение Леонида Утёсова,
почетного железнодорожника.