Номер 11 (756), 25.03.2005
ОБЗОР
Вот и прошли первые два месяца со дня инаугурации президента Ющенко. Все больше отдаляется от нас и от масс хит сезона-2004 "Оранжевая революция". Все жестче жизнь дает понять людям, что Майдан смог стать действенной формой протеста, но никак не может взять на себя функции маяка в повседневной жизни. Когда хочется стабильной работы и обильного питания, политика должна уступить пальму первенства экономике. Время больших обещаний, коим были митинговые недели конца прошлого года, нужно переводить в плоскость исполнения. И тут машина притормаживает.
СУММА РАЗНОГЛАСИЙ
Ясно, что сколько людей, столько и мнений. Если же люди амбициозны, то мнений возникает еще больше. Ибо каждый способен генерировать по несколько идей на аналогичные темы.
Тот словесный фон, которым сопровождалась борьба "оранжевых" за власть, все больше воспринимается как заклинания. "Мы европейцы!". "Мы будем жить в богатой и развитой стране!". "Мы победим коррупцию!". "Мы поднимем экономику!". "Мы дадим работу в Украине тем, кто уехал искать счастья за рубежом". "Мы создадим привлекательные условия для бизнеса!". "Мы привлечем иностранные инвестиции!". И, наконец: "В ближайшие годы мы вступим в Евросоюз!". Это далеко не полный перечень тезисов, похожих на те, что публиковались в советских газетах накануне первомайских и октябрьских праздников. Здесь все в куче: желаемое и действительное, относительно реальное и почти невыполнимое. Но в совокупности это политика. Нас же больше интересует економическая составляющая. Только она способна дать основной массе населения удовлетворение властью, которую в целом никто и ни при каких заклинаниях не любит.
В команде Ющенко специалистов по экономике немало. Есть и грамотные. Но только в феврале-марте они успели сделать ряд заявлений, во многом противоречащих друг другу. Создается впечатление, что президент с премьер-министром не все стратегические задачи четко обсудили, а уж министры между собой тем паче.
Хуже другое. Массово перейдя на работу в органы исполнительной власти, самый боевой отряд вчера еще оппозиционных нардепов наткнулся на противодействие оставшейся части парламента. Реформы, предлагаемые правительством Ющенко-Тимошенко не находят понимания в Верховной Раде. Соответственно не закрепляются законодательно. И, как следствие, не могут реализовываться.
Мы даже не можем понять на практике, хороши или плохи эти предложения, т.к. их невозможно воплотить.
Вроде бы неплоха идея акции "Контрабанда стоп!". Но к чему она привела? Два месяца лихорадит все пункты таможенного пропуска, порты забиты тысячами необработанных контейнеров, пограничные переходы заблокированы сотнями большегрузных автопоездов. Рынок испытывает дефицит некоторых импортных товаров. Обещанного снижения таможенных пошлин и тарифов добивается Министерство экономики. На момент написания этой статьи вопрос не был решен. Похоже, что те, кто имеет льготы по ввозу товаров через различные СЭЗ и т.п., кто создал устойчивые схемы минимизации платежей при ввозе грузов, будут и дальше противодействовать правительству.
При видимости активной борьбы с контрабандой мало что меняется на самом деле. Как, впрочем, и в сборах налогов. Партнерство с налогоплательщиками отечественные мытари понимают по-своему: просят фирмы войти в их положение и... заплатить немножко налогов наперед.
Так уже было. А как будет?
СИЗИФОВ ТРУД
Если предположить, что попытки президента и его команды реформировать нашу экономику и общество искренни, то скажем честно: они взвалили на себя непосильную ношу. Бороться с многоглавым драконом украинской бюрократии исключительно законными методами (а при демократии иначе нельзя), пытаться заставить жить честно людей с совершенно противоположными наклонностями и при этом сделать их своими союзниками это ли не сизифов труд?
Президент Ющенко очень активно пропагандирует завоевания украинской демократии за рубежом. Его принимают везде. Подбадривают. Кое-что обещают. Но выжидают.
Ющенко и внутри страны встречается с бизнесменами, с налоговиками. Проповедует постулаты своего видения ситуации. Говорит о том, что 45 тысяч предприятий-льготников зря расходуют государственные ресурсы. Ратует за добровольность оплаты налогов, за их стабильность и неизменность на протяжении длительного периода, за ясность правил игры для всех субъектов рынка. Самих налоговиков президент призывает быть скромнее и не колоть людям глаза пышным убранством налоговых инспекций, гранитом и мрамором, дорогими авто. Мы согласны с каждым из тезисов. Согласно кивают головами и налоговики. Но между собой, наверное, шушукаются о другом. Как, например, достроить загородный домик на одну зарплату или поехать в запланированный на лето круиз? Как оплатить учебу по контракту любимого чада в престижном вузе или, на худой конец, сделать операцию престарелым родителям? Вопросы не праздные. Ни для кого не секрет, что даже средней руки чиновники давно забыли понятие "жить на зарплату". И поднять их на реформы, а тем более на борьбу с коррупцией почти нереально.
Представьте ситуацию. Приняты новый налоговый и таможенный кодексы. Там все ясно и прозрачно. Ставки снижены, льготы отменены. А НДС и вовсе исчез. Что в этом случае делать людям при должности? Кого выручать, что "порешать", над кем шефствовать?
Или, скажем, пришли вы в санэпидемстанцию или к пожарным за разрешением. Вам без проволочек подписали. Пришли за лицензией, в кассу положенное заплатили вам тут же бумагу выдали. Захотели свой малый бизнес зарегистрировать на вторые сутки свидетельство получили. Без протекции, без унизительного посещения налоговой милиции. По закону.
Страшная картина вырисовывается. Чиновник может стать почти не нужным. В прежнем понимании.
Теперь попробуем ответить на вопрос: кому это выгодно? Безусловно, обществу. Наверное, команде реформаторов во главе с президентом (хотя и здесь не все ясно). Но есть еще вопрос: кто это сумеет выполнить? Не на уровне министров. В каждом городе, районе, в каждой разрешающей инстанции. Кто будет контролировать и держать за руку всех этих людей? В целом, между прочим, вполне достойных, но сильно испорченных годами создававшейся системой антиценностей. На мой взгляд, этим людям и их семьям выжить будет трудно. А ведь их много. И они тоже члены общества. Не последние.
Я знаю целые кланы налоговиков, таможенников и госслужащих среднего звена, в которых трудятся только главы семейств. Но при этом возводятся особняки площадью в сотни квадратных метров в престижных районах, содержатся дорогущие иномарки. Эти люди завсегдатаи клубов и казино, дорогих косметических салонов и элитных бутиков. Сегодня они хозяева жизни. Если бы речь шла о преуспевающих бизнесменах, не стоило бы даже эту тему обсуждать. Но названные категории граждан пользуются не тем, что сами заработали, а тем, что... (как бы это помягче сказать?) прилипло к их рукам в ходе развитой предприимчивости на службе. Поверить в то, что им нужны реформы, не могу. Как не могу представить, для чего это нужно и льготчикам. У многих из них все на исключительности и держится.
Возможно, я ошибаюсь в прогнозе. Но мне не видится победа над коррупцией и бюрократией делом быстрым и легким. Да и сами реформы пока все еще остаются в разряде больших обещаний. А время у новой власти уходит. Оппонентам такая затяжка только на руку. Будет что критиковать...
Аркадий РЫБАК.