Номер 6 (1002), 19.02.2010
Опять "Порто-франко" рассказывает о прямых продажах (см. "Интересно нам, интересны мы", "ПФ" от 12 февраля - Ред. ). Тема, наверное, для кого-то интересная, раз газета о ней пишет, но лично мне трудно оценить этот бизнес однозначно - положительно или отрицательно. Хотя, скорее, мое отношение - ближе "к минусу". Я считаю, что этот бизнес очень портит мозги тем молодым людям, которые, вляпавшись в него, не учатся ничему, кроме обмана и лицемерия. Ведь после каждой удачной продажи возникает не "чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы", а радость, что удалось "дожать" очередного "лоха". А человек, купивший не особенно нужную ему вещь, просто устает от однообразного назойливого тембра, у него начинает элементарно болеть голова (мало-мальски знакомый с медициной знает механизм повышения давления по этой причине). При этом продающий почти наверняка не знает о существовании этого механизма: несчастных просто "натаскивают" на тренингах, как собак для выполнения определенного вида деятельности - ищеек, охранников и т. д. Все это, к сожалению, происходит на уровне рефлексов "собаки Павлова", включения чисто физиологических потребительских механизмов: хочу, аж слюна течет. Но, когда "голод утолен", покупатель нередко думает: на фига ему эта дурацкая косметичка? Ну ладно уж: если есть, надо пользоваться или кому-нибудь подарить.
Лично я покупаю иногда такие вещи из жалости. Смотря какой дистрибьютор попадется. У наглых не беру ничего принципиально, но выслушиваю: пусть "пар спустит". А новичков или чересчур перепуганных (это видно по поведению) могу и поддержать покупкой. Это как нищие, которые просят милостыню: одни действительно с голоду умирают, а другие конкретно работают на нехорошего дядю, и мы за многие годы "независимости" научились интуитивно их различать. Нельзя использовать во вред никакие данные тебе знания, а в прямых продажах достижения психологической науки используют как раз с целью манипуляции. Но если говорить о явлении в целом, то прямые продажи - часть нашего общего "продажного" мира, и ничего тут не поделаешь. Когда говорят: "Из двух зол выбираем меньшее", забывают, что зло - оно все одного цвета, не бывает меньшего или большего. Нас научили не помнить, что, кроме зла, есть еще и добро. В данном случае добро - это отсутствие манипуляции, честный и искренний рассказ о товаре, о его качествах. Если дистрибьютор помнит об этом, тогда к нему и относятся не как к продавцу, а как к консультанту (потому что он соответствующе себя ведет). Но, увы, такое бывает редко, потому что, как я понимаю, на тренингах как раз и учат, что главная цель - продать! И что ни рассказывалось бы в таких статьях, я им не верю.
Ирина ЮРИНА.