Номер 5 (1052), 11.02.2011

ТОВАР ЛИЦОМ

Известный факт, что встречают по одежке, мы изначально хотели использовать для привлечения читателей. И если в последние годы над коллажами для первой полосы успешно трудится наш художник Алексей Костроменко, то хочу сказать: так было не всегда. Хотя именно иллюстрациям мы придавали серьезное значение.

Одно время у нас работал художник Юра Падалко. Он больше любил взять понравившуюся фотографию и что-нибудь неожиданное к ней пририсовать. А дальше то ли под эту картинку текст сочиняли, то ли сама картинка дополняла уже готовый материал.

Активно использовали оригинальные жанровые фотографии без всякого в них вмешательства. Благо, своими работами читателей баловали известнейшие в Одессе фотомастера Михаил Рыбак, Дмитрий Зюбрицкий, Иван Череватенко. Порой выносили на первую страницу удачные карикатуры, в которых никогда не было недостатка. Мы проводили конкурсы анекдотов и карикатур. Так что разнообразный материал всегда был под рукой.

Коллаж - штука тонкая и непростая. Особенно, если делать его вручную. Но когда художник с неординарным видением и мышлением еще и современной техникой овладевает, становится возможным создавать порой маленькие шедевры. Конечно, кому что нравится. Но, по-моему, Леше Костроменко нередко удаются весьма интересные коллажи. Когда мы стали отбирать то, что хотелось опубликовать сегодня повторно, пересмотрели десятки достойных работ. Малая часть из них - перед вами.

Темой коллажа может стать все что угодно. Центральный материал номера, приближающийся праздник, маленькая неожиданная заметка или просто размышления автора на волнующую его тему. Это как бы попытка подать товар лицом, но в то же время - самостоятельная миниатюра. Приятно, когда коллаж, как хорошего качества агитка, бьет не в бровь, а в глаз.

Еще одно ценное качество мастерского коллажа - его актуальность вне времени. Всмотритесь в картинки на этой странице. Они были сделаны в разные годы. Но разве все они не актуальны и сейчас?

Журналисты добротной старой школы знают, что порой бывает труднее не сам материал написать, а придумать к нему заголовок и хоть видимость сюжета и интриги. Это тоже способ подачи газетного товара лицом к читателю. А уж запоминающаяся, привлекающая внимание иллюстрация - безусловный залог того, что газета в целом или конкретная статья не пройдут мимо читателя. В огромном море печатных изданий каждое в идеале должно иметь свое лицо, быть узнаваемым. Одна из черт лица газеты "Порто- франко" - коллажи Алексея Костроменко. Он верит: если нравится ему самому, должно понравиться и вам...

А. Р.