Номер 16 (1548), 24.06.2021

И ПУНША ПЛАМЕНЬ ГОЛУБОЙ

В коллекции Музея западного и восточного искусства есть предмет, который неизменно вызывает у посетителей вопрос о его назначении. Красивая большая чаша с крышкой похожа на кастрюлю. Действительно, ее можно принять за супницу, но отсутствие ручек заставляет отказаться от этой версии. На самом деле, это чаша для пунша — горячего напитка, что в течение нескольких веков употребляли в Западной Европе в холодные зимние дни.


Своей историей напиток обязан двум странам — Индии и Англии. Первое упоминание о пунше встречается в английских источниках 1632 года, но его родиной является Индия. Английское "punch" происходит от санскритского "panchan-s", что означает "пять". Ибо в состав классического пунша входят пять компонентов: ром, сахар, лимонный сок, горячая вода и пряности.

Рецепт привезли из Индии английские торговцы и моряки Ост-Индской компании. Вкусный и полезный напиток с противовоспалительными и антибактериальными свойствами быстро прошел путь из лондонских доков в высший свет, потом попал в континентальную Европу и со временем возникли различные варианты приготовления пунша: с добавлением меда, свежих или консервированных фруктов, ликера, вина, травяных настоек.

В XVIII веке для этого напитка изготовляли специальную посуду: глубокие чаши без ручек, но часто с крышкой, чтобы напиток настаивался. Музейная чаша для пунша сделана на знаменитой немецкой мануфактуре в саксонском Мейсене. Ее высота — 32,6 см, диаметр — 27,5 см. На донышке с обратной стороны есть подглазурное клеймо синего цвета в виде двух скрещенных мечей со звездочкой между ними. Синие скрещенные мечи до сих пор являются одним из самых известных логотипов всех времен и народов, ведь это самая старая торговая марка. Каждому этапу существования завода соответствует свое клеймо, но основная деталь у них — именно скрещенные мечи. Если между ними помещена звездочка, это означает, что изделие сделано между 1774 и 1815 годами, в т. н. "период Марколини". В это время директором мануфактуры был граф Камилло Марколини, который в пору финансового кризиса и огромной конкуренции с европейскими фабриками по производству фарфора пытался сохранить традиции Мейсена на должном уровне.

Это демонстрирует и музейная чаша. Она декорирована сценами путешествий, между которыми размещены букеты цветов; фигурка маленького путти является ручкой крышки; широкая полоса изысканного рельефного орнамента в виде плетеных прутьев корзины (так называемый "старый Озье", фирменный мейсенский прием) с веточками цветов украшает верхнюю часть чаши и все крышки. Все эти художественные особенности ставят чашу для пунша в ряд лучших и ярких произведений мейсенской мануфактуры, которые сберегаются в коллекции одесского музея.