Номер 06 (1399), 23.02.2018

ДИДУХ -
ИСТОРИЯ УКРАИНСКОГО ХЛЕБА

Рассказывает заведующий отделением художественного оформления Художественного училища им. М. Б. Грекова Виктор Гоманюк.


Дидуга (дед, дедушка, цветок) - украинское рождественское украшение, символ урожая, благополучия, богатства, бессмертия предков, оберег рода.

Это один из самых древних культов украинской рождественской обрядности. Это дедов дух, то есть всех предков рода.

В начале декабря в художественное училище обратилась облгосадминистрация с предложением принять участие в праздничном оформлении города, а именно на рождественскую тематику и в народных традициях. У нас уже был наработан опыт в оформлении масштабного народного праздника "Кодыма-фест" в селе Ивашков, и мы с радостью откликнулись испытать свои силы в этом новейшем художественном проекте и тем самым осуществить еще одну разведку в направлении исследования обычаев и традиций нашего украинского народа с древнейших времен. В художественное училище привезли 7 снопов элитной пшеницы из Селекционного института для создания объемно-пространственной композиции из природных материалов.

Работа велась согласно нашим правилам и методикам, последовательно и поэтапно. Начинали с того, что отсортировали неповрежденные колоски и длинные целые стебли. После чего натуральной веревкой (шпагатом) связывали небольшие снопы по семь колосьев в связи. Эти снопы плотно перематывали семисантиметровыми отрезочками. Итак, 7 семь колосьев - 7 сантиметров намотанной нити. Число это связано с древним 12-месячным земледельческим календарем времен Трипольской культуры, который служил славянам для культивирования злаков. Каждый месяц состоит из недель, а неделя соответственно - из семи дней.

К работе подключились студенты и все, кто хотел больше узнать о хлебе. Таким образом, постепенно создавалась община, которая готова была вместе делать совместное действие, именуемое в народе с давних времен - сообща. Проект стал общим делом всего нашего Художественного училища имени М. Б. Грекова. Первые волонтеры стали первопроходцами в создании маленьких "дедов". Свершилось чудо - название которому Толока. Толока - это форма сельской взаимопомощи. Ее организовывали в деревне для выполнения срочных работ, которые требовали большого количества рабочих. Сбор урожая, вырубка леса, строительство дома и так далее. На Полесье субботник организовывали при уборке урожая, сооружении мостов, плотины, мельницы, копанию прудов, колодцев, для возведения крупных сооружений, при заготовке сена и для других крупных работ, для помощи вдовам, сиротам, солдаткам, безлошадным. В субботнике односельчане работали вместе, добровольно и бесплатно. Обычно тот, для которого работали, угощал рабочих. Также обычным делом было окончание толоки народным гулянием с танцами и песнями. Когда я был маленьким, собственными глазами видел, как осуществлялась эта странная большая работа вместе. Так мазали родительский дом. Тогда пришло, пожалуй, все село. Помню, как посреди двора женщины месили босыми ногами глину в огромном круге, а затем глиной мазали дом: стены, пол, потолок, чердак, а по завершении работы сидели за длинным деревянным столом и угощались: праздновали с выпивкой и песнями... Фантастическое зрелище - Толока! Это слово, к сожалению, получилось сегодня из употребления современных, разобщенных, замкнутых в себе, настроенных только на свой внутренний мир подростка, эгоистическое углубление исключительно только в себя. А оказывается, что в этом мире, кроме собственной персоны, есть еще что-то такое, что приносит наслаждение, удовольствие от коллективного труда, причастности к значительному, где твоя судьба, долька твоей души, твой добровольный, а не ради вознаграждения или оценки - творческий вклад в проект, достижения всего нашего н ебольшого, но мощного коллектива единомышленников - преданных служителей искусству. Во время работы дети и взрослые с удовольствием общались, как говорили старые люди, имели возможность посмотреть друг другу в глаза. Когда я предложил девушкам спеть песню во время работы, то те застеснялись, а вот заместитель директора по учебной работе Ирина Владимировна, несмотря на всю серьезность и значение своей должности, хорошим поставленным голосом спела украинскую народную песню: и будто на мгновение перенесла всех присутствующих в те давние времена, о которых мы, современные люди, знаем только из разных источников, исторических памятников культурного наследия нашей Украины. Тогда молодежь собиралась на вечерницы, занималась рукоделием и во время работы все общались между собой, пели народные песни. Конечно, были и скептически настроенные лица, которые критиковали нас, что якобы мы распространяем языческую веру, создавая "это чучело". - Но постойте, господа! Земледельческая культура имеет очень древнюю историю и традицию выращивания хлеба еще со времен Триполья. И это наша история.

В процессе работы мы затронули и печальные события истории хлеба в рассказах о "Трех колосках", когда за колоски, принесенные с колхозного поля домой детям, которые пухли от голода, ссылали и расстреливали.

Моя бабушка Нина Леонтьевна Калюжная рассказала мне свою историю. Это было в годы Великой Отечественной войны. Муж ее - мой дедушка Николай воевал на фронте, с которого так и не вернулся. Бабушка осталась одна воспитывать троих маленьких детей, двух мальчиков и девочку - в будущем мою маму. Дети были одни дома, голодные с утра до вечера. Бабушка целый день работала на поле и взяла несколько морковок. За это "страшное преступление" разъяренный бригадир закрыл воровку в погребе на замок. Толпа односельчан молча поддержала приговор. Но на защиту осужденной не побоялась встать наша родственница, баба Надя, накричав на начальника и заставив освободить из плена нашу бабу Нину.

Такая же история была в городах. Мне как-то рассказывал одесский альпинист и самодеятельный художник Валерий Давыдович Мишин, как они "дети войны" цеплялись сзади трамвая на буфер и ехали в Люстдорф или в Хаджибейский парк в Усатово, где ели дикий чеснок, "жостер" (железная руда), барыню. Паслись, говорил, в прямом смысле этого слова на склонах, по балкам, в оврагах. Ели и лебеду, и кашицу, и шиповник, лох, терн, паслен, шелковицу, боярышник или что-то тому подобное.


Работая над проектом, я спрашивал себя не раз, почему так случилось, что с предложением взяться за эту монументально-декоративную работу обратились именно ко мне.

Ведь эта тема более подходящая для скульпторов, чем для оформителей, но я не жалею, что согласился. Ведь эта задача переросла в категорию чрезвычайного происшествия в жизни художественного училища, нашего города и даже Украины. Видимо, не случайно эта работа выбрала меня, потому что я родился в краю широких степей и полей, где годами, тысячелетиями выращивают хлеб. Если взглянуть в прошлое нашего рода Гоманюков, то от деда-прадеда - это земледельцы. Мой прадед Афанасий был крепким хозяином, имел мельницы, земельный надел и собственный хутор под названием Дубинивка. Род наш тяжело работал на своей земле, так же, как и многие другие трудолюбивые хозяева. Началась коллективизация. Власти клеймила "новым" словом-приговором - "кулак", и назначали врагами народа и за отказ добровольной сдачи зерна, орудия труда, всего приобретенного при жизни целых поколений рода состояния. Непокоренных расстреливали или отправляли в Сибирь. Трагическая судьба постигла прадеда нашего - он погиб (!) От голода. Дед Николай - "враг народа", попадает во времена 2-й мировой войны на фронт, где во время одного из боев получает тяжелое осколочное ранение в голову, но остается жить с куском страшного смертоносного металла, который выбил глаз и застрял в голове моего деда. И трагедия заключалась не только в физическом уродстве, а в моральном. Потому что в нашей семье никогда не говорили о дедушке. Теперь, когда и сам стал взрослым человеком, понимаю, почему оно было так, а не иначе. Своего деда мне посчастливилось встретить в своей жизни только раз и при загадочных обстоятельствах, по крайней мере, тогда так мне показалось. Я был тогда еще совсем маленьким. Это было ночью, высокие металлические, зеленого цвета ворота, беседка, увитая виноградом, незнакомая женщина, которая нас с мамой и с отцом встретила, а потом пригласила в дом. Там я первый и последний раз виделся со своим дедом по отцовской линии Гоманюком Николаем Афанасьевичем. Все детали и подробности всего, что произошло той знаковой ночью, я не вспомню, но в моей памяти запечатлен образ одноглазого человека в костюме и белой рубашке, который улыбался нам и что-то играл нам на баяне. Вот и все мое общение, которое уготовила нам скупая судьба, затмив наше семейное счастье быть вместе. Сколько себя помню, с детства бредил небом, мечтал стать военным летчиком и помню анкеты в военкоматах, где была графа о родственниках (осужденных, репрессированных и т. п.). Видимо, по той же причине баба Поля - мать моего отца, жила отдельно от мужа, имела девичью фамилию Ященко. Жила одна, в селе Михайловка и воспитывала двоих детей - сына и дочь.

Еще один эпизод, связанный с хлебом. Это рассказывал мне мой отец Николай Николаевич, который во время войны был еще мальчиком, который стал свидетелем страшной трагедии: в немецкое окружение попала группа советских матросов - десантников, они были ранены и спрятались в стог соломы. Немецкие захватчики в обмен на жизнь требовали сдаться в плен, но матросы были непреклонны. Тогда вражеский офицер приказал поджечь солому, надеясь, что бойцы выскочат. Но десантники не подчинились врагу - сгорели заживо. Рядом с нашим селом, где я родился, было село Новоселовка. Там находился элеватор - стратегический объект, из которого фашисты вывозили пшеницу в Германию. В бою за элеватор и погибли те неизвестные герои. После войны отец стал работать помощником на тракторе, а затем стал механизатором. Всю свою жизнь в поле, в степи. Сеял, пахал, бороновал, культивировал. Позже, когда выучился на комбайнера, косил и подбирал и молотил зерно. И как тут не вспомнить тот настоящий, испеченный в печи белый хлеб да еще и с подрумяненной корочкой, с кусочком жареной баранины, завернутый в измазанную местами в тракторное масло, или в солярку, или в тавот бумагу. Этот сверток, принесенный утром после ночной смены из степи, был самым вкусным в мире подарком - гостинец "От зайчика". Трудовой путь моего отца - дорога, длиной человеческой жизни, прерванная только службой на флоте. На ленте его бескозырки красовались золотые буквы "Тихоокеанский флот"... на тракторе и на комбайне катал меня, когда я был маленьким, брал с собой в степь пахать поле, брал на сенокос, жатву. До сих пор перед моими глазами яркая и величественная картина тогдашнего гармана (тока). В этом сказочном мире живого организма, куда с колхозных полей и днем, и ночью стекал собранный урожай пшеницы, ячменя, ржи, овса... Ток - странное и верное слово, вернее точное название того, что там происходило. Особая атмосфера изначального фантастического действа - сбора урожая. Током, мощной энергией пронизан даже воздух полевого стана в это неповторимое время мистерии - единение ч еловека с природой. И коллективная энергия направлена на выполнение общей задачи. Рядом со взрослыми становились дети и радостно работали соответственно своему возрасту и физического развития. Дети охотно убирали, подметали гарман, а старшие ребята разгружали машины с зерном от комбайнов, а девушки у элеваторов и транспортеров. Такие себе вечеринки во время летних каникул. Как им завидовала и молодежь, которая была не задействована в настоящем взрослом деле, а эти - избранные судьбой ходили гордые и во всем подражали и копировали взрослых. Громко перекликаясь, хохотали, заигрывая к парням, которые тоже не оставались в долгу. Обедала бригада за длинным, сбитым из широких досок деревянным столом в тени сада, где росли вкусные вишни и белая и черная шелковица. Готовила вкусные блюда моя бабушка - повариха баба Нина. У всех работающих было праздничное приподнятое настроение. Не слышно было грубости и брани. И только один человек имел исключительное право громко ругаться, увидев какой-то непорядок. Это был дед Пашура - заведующий гарман, неотъемлемая, чрезвычайная и самая главная часть его настроенного огромного слаженного в движениях невероятного организма. Вот и было настоящее детство, переполненное, эмоциональное - жизнь в селе тех времен, которые, к сожалению, пролетели, как быстрая ласточка, оставив лишь теплые, как лето воспоминания. Я часто шагал по проселочной дороге, или напрямик к отцовскому комбайну, который готовили к следующему сезону уборки. Возился возле него, подавал ключи, выполнял другие "серьезные" поручения взрослых по ремонту сельскохозяйственной техники. Самый приятный момент наступал, когда приглашали на обед к общему столу. Перед этим повариха обязательно подчеркнуто официально спрашивала у механизаторов, хорошо ли я помогал им, а те с улыбкой, подыгрывая этой особой игрушке, утвердительно кивали головами. Я гордо показывал грязные руки. После обеда на свежем воздухе в солидной компании взрослых, принимавших меня как равного, небезразличного к технике, отдыхали в тени, слушая различные веселые рассказы, связанные с их профессией. Когда приходила жара, меня отпускали домой, и я счастливый бежал босиком под лесополосу, глубоко увязая в горячей и такой приятной пыли.

Когда подрос, отец брал своим поморником, и это была уже не детская игра, а серьезная ответственная работа в составе комбайнового агрегата. Кроме комбайнера и его помощника, сюда входил водитель грузовой автомашины и тракторист, который в специальном прицепе (ПТС) отвозил к месту скирдования (тоже разновидность толоки) измельченную солому. Еще когда светало, едва рассвело, спешили готовить технику в поле, и когда утренние солнечные лучи пригревали землю, исчезала, сходила роса, начинали жатву. Заканчивали в полночь, когда воздух становился влажным и выпадала роса. Ценили каждую минуту, пытаясь в сухую погоду справиться с косовицей. Венцом был праздник урожая, на котором вместе отдыхали, чествовали лучших, тех, кто скосил наибольшую площадь в гектарах и намолотил больше зерна в тоннах и центнерах.


Попал и я в передовики благодаря отцу, даже статья о нашем трудовом подвиге была напечатана, да еще и получили в подарок от районного начальства часы "Янтарь", правда, без курьеза не обошлось: на циферблате выгравировали нашу фамилию с ошибками.

Такая непростая история нашего рода, связанного с земледелием, с работой на земле. Так, выражение "Хвала рукам, что пахнут хлебом" для меня не пустой звук, а выстраданный годами опыт и понимание событий, которые не поместятся в одно поколение человеческое. Столько же времени должно быть и для осмысления того, что произошло за этот короткий промежуток времени в историческом аспекте.

И Дидух стал символом нашей истории, истории хлеба на украинской земле. Наше настоящее символизируют его четыре ветви, расположенные на стволе в верхней его части. Посередине - три снопа (руки деда). Это - наше прошлое. Три толстые ветви, являющиеся опорой статуи, символизируют наше прошлое.

Записала Инна ИЩУК.