Номер 25 (1369), 14.07.2017

СКАТЫВАЕМСЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ?

Одесский театр кукол не теряет надежды заинтересовать своей творческой продукцией не только детей, но и их родителей. Увы, пока вечерний, "взрослый" репертуар получался откровенно нудным и малоинтересным (за исключением моноспектакля Юрия Невгамонного, который блистает в любом материале, а иначе не выходит на сцену).

А теперь имеем совершенно тошнотворный спектакль "Интервью с ведьмами" от постановочной команды из Минска. Режиссер Евгений Корняг, композитор Никита Золотарь и художник-постановщик Татьяна Нерсисян перенесли на одесскую сцену свою белорусскую постановку, получившую неоднозначную оценку. Говоря об "Интервью с ведьмами" на пресс-конференции перед премьерой, Корняг предупреждал, что это будет "сумасшедший суп" из мотивов Метерлинка, братьев Гримм и хроник Освенцима. На самом деле теория драмы не знает законов, по которым заварена эта каша, но не будем забегать вперед.

- Я хочу показать, что в детском театре могут играть спектакли не только для детей, но и для взрослых. На сцене, как писали братья Гримм в своих сказках, будут кровавые сцены и прочие элементы жестокости... В спектакле силен гротеск существования героинь с этими убийствами. Там угадываются и женское отчаяние, и любовь, и то, что они вначале суки-суки, а потом понимаешь, что в них больше человечности, чем во многих монашках. Когда перед нами возникает Освенцим, реальный ужас затмевает театральный, - вещал режиссер, и уже, собственно, становилось ясно, что ничего хорошего от спектакля ожидать не приходится.


Перевоплотиться в трех ведьм (хорошенькую блондиночку, стервозную брюнеточку и довольно-таки страшненькую рыженькую) довелось актрисам Марине Замчевской, Ольге Чабан и Александре Смирновой-Кошелевой. Девушки молодые и талантливые, что их сподвигло к участию в этом спектакле? Надоело с куклами малышей веселить? Плохая новость: заводы их не ждут, на рынках вакансий тоже практически нет, государственный театр, где они работают, стало быть, не худший вариант. Нехорошие догадки напрашиваются, когда блондинистая ведьмочка начинает виртуозно облизывать соломинку из коктейля: неужто подает знаки возможным любителям оральных утех из зала? Хочется предупредить, что в кризисные времена и на рынок коммерческого секса большая очередь соискательниц выстроилась с примерно такими же данными...

Блондиночка эффектно дефилирует по сцене - ах, платье сзади на лямочках, попка практически оголена. Ну это хотя бы красиво, чего не скажешь об экзерсисах с высунутым языком. На сцену кстати и некстати валит дым (кто-нибудь всесильный, заколдуй все доставучие дым-машины в одесских театрах, чтобы сломались навечно!), сыплется полиэтиленовая лапша, тут же катятся кукольные черепа (а то мы уже забыли, где находимся). Рыженькую переклинило на желании "убивать маленьких детей" (неужели так надоели юные зрители, для которых приходится с нормальными куклами работать?), блондиночку все тянет "напиться девственной крови", а брюнетка помешалась на ненависти к своей матери (в роли матери - повешенная кукла, которую доченька со всей дури лупит битой).

Чем же мать не угодила? Аборт вовремя не сделала? Только что ведьмы вроде бы осудили аборты, засыпав сцену черепушками, а противненькая рыженькая при этом делала вид, будто рожает, ты смотри, плодовитая какая, и где только отцов нашла с таким жутким видом? А черненькая-то родилась! И тут с плазменного экрана красные материнские губы вещают: "Ты страшная... Ты некрасивая. Я была красивая, а ты - страшненькая..." Так, ясно, мама не похвалила вовремя красоту доченьки, и вот вам готовая ведьма. Да плевать, что ты страшненькая, дщерь Вельзевулова. Это не оправдывает твоей кровожадности и не дает тебе права убивать и мучить.

А блондиночке с чего бесноваться? Она-то вполне симпатичная, ничего не скажешь. Опять нехорошо: всегда может по соседству подрасти еще одна красавица, и тогда, дабы устранить конкурентку, надо "напиться девственной крови" (это словосочетание повторяется в спектакле столь часто, что впечатлительного зрителя начинает подташнивать). Рассказав во всех мерзких подробностях о том, как ей это однажды удалось, ведьма бежит в зал и замахивается ножом на одну из зрительниц. Товарка держит за руки, успокаивает: "Потом найдешь ее и убьешь!" Внезапно рыженькая начинает тянуться к плавающему в подсвеченном аквариуме эмбриону с криком: "Мама, это был мальчик! Какой красивый!" Все это было бы грустно, когда бы не было так смешно...


Два часа актрисы старательно несут со сцены кровавый бред, пляшут и поют, рычат и шумно нюхают воздух (видимо, надеясь почувствовать все ту же "девственную кровь"), а морали не ждите, зрители, да-да, у нас "гиньоль". Раз в кукольном театре гиньоль, так логично было бы ожидать, что актеры наденут верховые куклы и будут работать с ними какой-нибудь жизнерадостный, пусть и не без цинизма, сюжет. Театр пошел по другому пути, вспомнил о гиньоле как о стиле, для которого характерно изображение различных преступлений, злодейств, избиений и пыток. Вопрос: разве мало взрослым зрителям жутких сюжетов в обычной жизни? И на каком основании детский театр позволяет себе в своих стенах на государственные средства выдавать аморальную, антигуманистическую сценическую продукцию, да еще бравировать этим?

Общество понемногу скатывается в средневековье (ведьма-блондинка, набивая себе цену, выкрикнет: "Я, между прочим, победительница 28-й "Битвы экстрасенсов"!"). Мистическое сознание стало заменять здравый смысл многим людям, как знахарство - недоступную нынче медицину. Чтобы не отставать от требований времени, предлагаем освятить помещение кукольного театра, а если кому так уж хочется творить подобное "искусство", то пусть выстроят другой театр на деньги ценителей тошнотворного жанра, а там - хоть на метлах скачите.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

От редакции. Хотя о вкусах не спорят, и наверняка у "Ведьм" найдутся поклонники, мы полностью разделяем точку зрения автора данной статьи, что негоже тратить бюджетные деньги на подобное, с позволения сказать, творение, которое у человека с нормальной психикой не может вызвать никакого иного чувства, кроме омерзения. Не говоря уже о том, что такого рода "новаторство" - не более чем "зады" мирового театра, как минимум, полувековой давности.