Номер 19 (1363), 2.06.2017

"ГОРОДОК" НАШ - ОЧЕНЬ ДАЖЕ!

Недавно мы писали о том, как в Театре "На Чайной" готовится спектакль "Наш городок" по знаменитой пьесе американского драматурга Торнтона Уайлдера.

Особый интерес этому событию придает тот факт, что это представление - режиссерский дебют актрисы Юлии Амелькиной. Не будем интриговать читателей выводом: дебют удался! И даже очень...

В Театре "На Чайной" пьесу, написанную в жанре "жизнь в трех действиях", превратили в "жизнь в простых действиях". Здесь все делается просто, но из этой простоты складывается объемная картина городка, в котором хочется жить, любить, выдавать дочерей замуж, а когда придет черед, упокоиться на смиренном кладбище среди соседей и друзей. Сам Торнтон Уайлдер о своем творении говорил так: "Это простая пьеса, в которой присутствуют все сложные темы; и это сложнейшая пьеса, где я с любовью рассказываю о простейших вещах на свете".

"Сложнейшая пьеса о простейших вещах" воплощена в стилистике бедного театра, но где бедность - не порок, а именно что принципиальное решение, обусловленное возможностями театра.

Главный элемент декорации - винтажные стулья, подаренные зрителем Павлом Мокогоном. Они заменяют мебель и даже заборы, через которые перелезают друг к другу в гости соседки-домохозяйки. На стулья взбираются и жених с невестой в сцене венчания, возвышаясь над остальными горожанами, ведь любовь всегда приподнимает над бытом, вот и Эмили Уэбб с Джорджем Гиббсом воспарили... А несколько блеклые и старомодные костюмы делают персонажей похожими на ожившие старинные фотографии. Артист Александр Бойко, в одной из своих ипостасей в этом спектакле носит шляпку с вуалеткой, его смешная кумушка Луэлла напомнила сразу нескольких одесситок, обладающих вполне себе мужскими лицами, но не отказывающих себе в затейливых головных уборах... На спевке хора местной церкви конгрегации все хористы, независимо от пола, надели такие шляпки, вот такой смешной официоз.

Шум дождя отлично получается, если потрясти листами плотной бумаги (эти же листы исполняют роль номеров местной газеты). Чтобы обозначить кладбище, на которое, увы, попадает в финале определенная часть персонажей, достаточно посадить актеров на все те же стулья, спинки которых приобретут новое, грустное значение памятных обелисков...

Первая сцена относится к 7 мая 1901 года - начало дня, просыпающийся Гроверс-Корнерс, крик петуха (одна из актрис прячется среди публики и выдает потрясающее кукареканье), ковыляет хромой разносчик газет, хозяюшки готовят завтрак и будят детей, возвращается домой после удачно принятых в польском квартале родов доктор... Женщины участвуют в выборах, правда, "косвенно". Продажа старинного комода может привести в Париж, а может обеспечить наследникам кругленькую сумму, ведь не для себя часто, для детей любимых живем!

События, происходящие на сцене, иронично комментирует персонаж по имени Помощник режиссера (заслуженный артист Украины Юрий Невгамонный):

"Вам двадцать один-двадцать два, вы принимаете какие-то решения, а потом - фьють! - вам семьдесят. Вот уже пятьдесят лет, как вы стали адвокатом или редактором, а эта пожилая дама рядом с вами разделила больше пятидесяти тысяч завтраков, обедов и ужинов". В отличие от браков сотрудничество актеров в данном театре складывается далеко не случайно. Из разных коллективов сюда приходят строить свой "городок", где можно реализовать свои творческие замыслы. Вот чета Гиббс, опытные студийцы - лучезарная Татьяна Параскева и Олег Фендюра. Их соседи, Уэббы, родом из ТЮЗа - Елена Юзвак и Олег Шевчук. Из русской драмы - Егор Карельский (Джордж Гиббс), возлюбленная его героя, Эмили (Валерия Задумкина) - из театра кукол, из ТЮЗа - исполняющий сразу несколько ролей Владислав Костыка...


При помощи простейших подручных средств и великолепной работы с актерами Юлии Амелькиной удалось создать удивительно атмосферный спектакль, который постепенно втягивает в себя и заставляет видеть на сцене именно то, в чем хотят убедить нас его создатели. "Наш городок" напоминает Одессу, он многонациональный и многоконфессиональный, и все эти замечательные люди, как и одесситы, увы, склонны подменять жизнь работой и бытовой суетой, а на самые главные вопросы могут так и не найти ответов: кто мы, зачем пришли в этот мир, достаточно ли нам времени отведено в земной жизни, можно ли вернуть прошлое хоть на один день и что нас ждет в итоге?..

Очень хорошая и очень красивая актриса Юлия Амелькина доказала своим дебютом, что красота прекрасным образом может сочетаться с талантом, умом и режиссерской изобретательностью.

Этот спектакль нужно увидеть несколько раз и при этом с разных мест, так как сцена открыта со всех сторон, и пока мы любуемся игрой одних артистов, на другом конце площадки происходят не менее интересные вещи. Такова и жизнь, воспетая и прочувствованная всеми участниками спектакля. Даже удивительно, каким контрастом выглядит "Наш городок" многим унылым, депрессивным постановкам "родных" театров, где заняты те же исполнители. Спектакль длился недолго, но хочется возвращаться к нему, любоваться каждой актерской работой, каждой мизансценой. И, может быть, истинная жизнь как раз и происходит тогда, когда зрители следят за всеми этими милыми, подчас трогательными и смешными персонажами, словно видя самих себя со стороны.

Очень редко, увы, случаются в одесской театральной жизни события, когда можно сказать: будет ждать новых работ именно этого постановщика. Дебют Юлии Амелькиной - из их числа. Так что - будем ждать!

Виолетта СКЛЯР,
Андрей ТИШКОВ.