Номер 05 (1349), 17.02.2017

МЕДИУМ В ЮБКЕ,
или СПИРИТИЗМ
ПРОТИВ ПАДЕНИЯ НРАВОВ

Сериалы давно уже стали синонимом невысокого качества (особенно, увы, новые украинские сериалы, в которых порой даже блестящие артисты выглядят жалкими), но есть и исключения! Это уже ясно телезрителям, страстно мечтающим оказаться в осени 2017 года, чтобы увидеть второй сезон сериала "Анна-детективъ".

Рабочее название "Анна-медиум" отражает необычайные, сверхъестественные способности главной героини, "Анна-детективъ" более точно указывает на то применение, которое было этим способностям найдено.

Премьера первого сезона состоялась в ноябре 2016 года на российском канале ТВ-3, украинского зрителя чуть позже "Интер" приобщил к интригам и убийствам с мистической подоплекой, захлестнувшим провинциальный город Затонск в 1888 году. Поди разбери, падение нравов (версия полицмейстера) виновато в волне зловещих преступлений, или же девушка-ясновидящая, помогающая их раскрытию (версия обывателей)?


Исчезнувший было в новогоднюю ночь из сетки вещания кабельной сети "Интер" ненадолго разлучил украинцев с любимыми героями - сериал уже доступен в интернете. Многие соотечественники в дни зимних каникул, тихо радуясь ослабевшему натиску телепропаганды, запоем, по нескольку серий кряду, смотрели "Анну", а когда "Интер" вернулся - еще и пересматривали последние серии по второму разу. Ведь только на первый взгляд "преданья старины глубокой" не имеют к нам, сегодняшним, никакого отношения. И только поверхностное восприятие может счесть дочь известного затонского адвоката Анну Миронову экзальтированной барышней, помешавшейся на модном в то время спиритизме.

С раннего детства Анна видит души умерших людей, которые бесстрастно сообщают ей правдивые сведения - оказывается, мертвецам уж незачем врать, они выше этого (что и порождает в мозгу одной влиятельной персоны безумную идею: умертвлять людей, а затем устраивать им допрос с помощью одаренной девушки). Сперва, подстрекаемая своим беспутным, волочащимся за всеми юбками, но бегущего от женитьбы дядюшкой-медиумом (Борис Хвошнянский с огромным обаянием исполняет роль Петра Миронова), Анна в виде светского развлечения раскидывает карты, вызывает духов и записывает сообщения от них. Да только в опасной близости от красавицы то и дело совершаются убийства, что заставляет посмотреть на свой дар со всей серьезностью...

Мы видим Анну образованной дворянкой, только что окончившей гимназию. Во всем блеске восемнадцати лет, в очаровательных платьях с турнюрами, элегантных шляпках, кружевных воротничках, эта розовощекая и ясноглазая красавица не чужда труду. На шее бархотка, на шляпке эгретка, одна необходимость следить за тогдашней модой может занять все время молодой и прехорошенькой женщины. Могла бы наша Аннет (так ласково называет ее дядюшка) жить в праздности, но дает уроки английского маленьким гимназистам, делает переводы на заказ. Прекрасно играет на рояле и может карандашом нарисовать реалистичный портрет преступника, каким его ей "показала" жертва...

Главный успех сериала, конечно, выбор актрисы на главную роль. Великолепная внешность, "вкусная" речь, бронебойное обаяние - все это о ней... Уроженка Севастополя Александра Никифорова училась актерскому мастерству в Петербургской Академии театрального искусства и Московском театральном училище имени Щепкина) влюбилась в роль уже на этапе кинопроб. Мистические сцены, по собственному признанию актрисы, повергали ее в тревогу, в конце концов, она в жизни стала видеть вещие сны, интуиция заработала по-новому. Не для собственной выгоды, а для помощи людям Анна пользуется своим даром, иногда не желая того, ведь местный батюшка стыдит: "Отрекись, дочь моя, от волхвования, с тобой бесы говорят...". Истинная дочь своего народа, Анна и в костюме простолюдинки органична, а с каким состраданием она принимает из грязных рук нищего глиняную окарину ("Зато душа чистая", - ответит негодующей маменьке), на которой станет насвистывать какую-то пра-мелодию, словно "переняв" ее через века от скоморохов... Нерядовая девушка!

Вовсе не подходит на роль жениха Анны обрусевший немец, следователь из Питера и надворный советник Яков Штольман (Дмитрий Фрид) с его шармом светского льва и циничным мировосприятием - вызов для Анны. Представьте себе сексапильный симбиоз комиссара Мегрэ и Эркюля Пуаро. Штольмана привлекают дамы, отношения с которыми не требуют обязательств, но ведь наша героиня не из таких, влюбишься - пиши пропало! Понятное дело, без любовной интриги не обойтись, тем более, странная девушка то и дело сообщает следователю детали, выводящие на истинных преступников. Дмитрий подолгу жил в Германии, в кадре его безупречный немецкий впечатляет, будучи профессиональным танцором, он блестяще вальсирует с Александрой в серии "Маскарад". Борьба характеров, 50 оттенков взаимного недоверия, зарождающейся страсти, растущего взаимопонимания... Сразу и всем сердцем предан Анне следователь Антон Коробейников (Сергей Друзьяк), правая рука Штольмана, истинное дитя Затонска (зрителям со стажем согреет душу его типажное сходство с Василием Фунтиковым времен сериала "Каникулы Кроша"), неутомимый сыскарь с детским лицом, которое легко замаскировать (не случайно Коробейников следит за убийцами то в облике монаха, то чистильщика обуви, впрочем, и Анна в серии "Адепты" убедительно переодевается в нищенку). И так, как любит Анну Коробейников, Штольману любить и не снилось, но не те это люди, чтобы соперничество в любви стало помехой дружбе и поводом для предательства...

Сюжеты Артура Конан Дойля и Эдгара Алана По, перенесенные на русскую почву, вдохновили сценаристов Юлию Венгловскую, Алексея Колмогорова и Павла Кима, а также режиссеров Феликса Герчикова, Евгения Семенова и Артура Румынского. Что ни персонаж, то шедевр! Отец Анны, адвокат и офицер, блестящий фехтовальщик Виктор Миронов (Андрей Рыклин), прекрасно воспитанная и все же срывающаяся в истерику от всех потрясений матушка Марья Тимофеевна (Ирина Сидорова), добродушный, но вечно что-то недоговаривающий доктор Милц (Андрей Лукьянов). Знакомые все лица - киевлянка Ольга Сумская в роли одной из местных помещиц, чей сын неосторожно влюбился в аферистку, и одесситка Наталья Батрак, перевоплотившаяся в заботливую тетушку героини, Олимпиаду Тимофеевну ("Штольман тебя не любит, ему бы флирт или к сожительству склонить, а честную семью - так нет!". Полицмейстер, унтеры, городовые, фрейлина ее императорского величества, польские шулера и адепты Сатаны, внезапно нашедший сюжет будущей "Чайки" драматург Антон Павлович, преступный князь и английский полковник, шпионы и падшие девицы, кликуши, юродивые и маньяки, химик-перебежчик, испытывающий в затонских лесах с благословения охранки смертоносный "голубой туман", - вокруг всех этих героев - и грешных, и праведных вершится какая-то крупная игра, не учитывающая их судеб... И все они, тузы, короли, дамы и валеты - лишь разменная карта в этой игре.

Продолжение перенесет героев в более близкие к нам времена, и очень страшно предположить, что станется с ними там, а затем и в веке двадцатом, тревожишься, как за близких людей. Свой Затонск, вымышленный городок на Волге, киношники создавали по прототипу Рыбинска Ярославской области, а построили в подмосковном музее-заповеднике "Горки Ленинские". Большинство предметов интерьера - подлинные, но внимательный взгляд выделит типовые белые двери из шпона, стеклопакеты в княжеском особняке, одну и ту же мелькающую в кадре савраску, едва ли не в каждой серии конвоируемого воришку, видимо, рецидивиста... Однако это уже такие крохотные детали, о которых и говорить не стоит, всем же понятно, как нелегко снять подобное кинополотно, держа зрителя в постоянном напряжении, ведя повествование без тени скуки и в то же время задушевно. Продолжение, напомним, ожидается осенью...

Мария ГУДЫМА.