Номер 21 (1068), 10.06.2011

ИНЫЕ МИРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Несколько читателей старшего поколения обратились в редакцию с просьбой рассказать, что означает выражение "социальные сети", которое сейчас часто встречается в телепередачах и статьях. За разъяснениями мы обратились к нашему постоянному автору Михаилу Кордонскому.

- Попытка объяснить словами, что такое "социальная сеть в интернете", похожа на попытку общаться с инопланетянином. Попробуйте - сами увидите. Что, не знакомы с инопланетянами? Ладно, это была метафора. Образом жителей других миров обозначены... ваши собственные дети и внуки. Попробуйте пообщаться с людьми в возрасте от 12 до 25 лет. Вряд ли кто из них не знает, что такое "Вконтакте" и "Фейсбук". Даже если у них дома нет интернета (хотя таких становится все меньше), они пользуются этим сервисом в гостях у друзей, в интернет-клубах, в школе, вузе, на работе (когда начальство не видит). Но смогут ли объяснить, что это такое?.. Это - общение и друзья, музыка, рисунки и фильмы, знакомства с девушками и парнями в диапазоне от легкого виртуального флирта до счастливого супружества. Впрочем, или несчастного - никакая техника или технология еще не добавила человечеству счастья. Но добавила комфорта и новых возможностей стать счастливее.

Для того, чтобы чуть-чуть понять, что это такое, надо посидеть у компьютера хотя бы несколько часов вместе с опытным внуком. Можете при этом смотреть не на экран монитора, а на внука, на его радости, печали и увлеченность - и вы уже узнаете многое.

Давайте вместе попробуем посмотреть на это снаружи, как бы за спиной у... полумиллиарда молодых людей. Именно таково - 500 миллионов - больше, чем население США, - число пользователей самой большой в мире социальной сети "Facebook" (в русской транскрипции "Фейсбук"). Аналогичные русскоязычные сети "Вконтакте" и "Одноклассники" насчитывают 90 и 45 миллионов пользователей соответственно. Впрочем, деление по языкам теперь можно считать историческим, по месту рождения, так как в процессе развития крупные социальные сети научились поддерживать общение на многих десятках языков мира, в том числе и американские, и русские - на украинском.

Буквально по-английски face - лицо, book - книга, facebook можно перевести, как "книга лиц" или "фотоальбом". Но словари давно уже переводят это слово, как бренд, торговую марку - название интернет-сервиса. Начинался он действительно, как альбом с фотографией и подписями. Любой парень или девушка могли бесплатно создать свою страничку в интернете, разместить на ней свою фотографию и любые сведения о себе, например, что чаще всего делает молодежь: какую музыку любит и... есть ли у тебя парень (девушка). А дальше ждать предложения о знакомстве или активно искать его, просматривая другие страницы с мордашками. Еще дальше все это стало с космической скоростью обрастать множеством дополнительных функций: любимую музыку и видео можно не только упомянуть, но и разместить, можно посмотреть, с кем дружит твой друг, и найти друзей среди его друзей, можно поставить оценку фотографии (или лицу?), можно создать свой клуб, "вход" в который только для друзей... Огромный список "можно" ограничен несколькими естественными "нельзя" - социальные сети все-таки часть нашего мира: запрещено размещать порнографию, пропагандировать наркотики и далее смотрите Уголовный кодекс, но он покажется коротким по сравнению с описаниями возможностей "Фейсбука" и "Вконтакте".

"Фейсбук" создала небольшая группа студентов Гарвардского университета во главе с Марком Цуккенбергом. В 2004 году, когда "Фейсбук" впервые появился в интернете, Марку было 20 лет. Через три года он стал самым молодым в истории миллиардером. Сейчас его состояние оценивается в 4 млрд долларов, хотя он владеет всего 24 % акций компании.

Пользование всеми крупными социальными сетями бесплатно для участников. Доход образуется в основном от размещения рекламы, иногда - от некоторых дополнительных необязательных платных услуг. Реклама в социальных сетях, как правило, очень неназойливая, занимает небольшую часть экрана монитора, с первого взгляда ее и не видно. Огромные доходы образуются не за счет загромождения экрана, а за счет гигантского количества участников.

Только с появлением социальных сетей выяснилось, что совершенно не обязательно навязывать рекламу, размещая ее в середине фильма - как на телевидении, или в самом видном месте экрана - как в старом интернете. Фирма-рекламодатель просто создает свою страницу в социальной сети, то есть становится как бы участником этого гигантского сообщества. Например, официальный сайт фирмы "Coca-Cola" за месяц просматривают 270 тысяч человек, а страницу "Coca-Cola" в "Фейсбуке" - 22 миллиона! Эффективность рекламы возрастает на два порядка - это уже переход количество в качество. Помимо мониторинга и оценки в социальных сетях можно искать и привлекать клиентов. Социальные сети трансформируют не только рекламу, но и сам бизнес, и все больше появляется бизнесменов, понимающих это.

Естественно, это всемирное явление существует и в Одессе. Исследования одесской компании "Face2FaceMedia" показывают, что сетью "Вконтакте" пользуются почти 90 тысяч одесситов. Приезжающие в Одессу бизнесмены теперь посещают с целью деловых контактов и договоров не только офисы властей, банков и корпораций, но и залы для совещаний компаний, занимающихся интернет-медиа. Так, например, было недавно с делегацией Ассоциации молодых сотрудников Министерства экономики, сельского хозяйства и инноваций Нидерландов. Разговор шел о продвижении брендов голландской продукции для одесситов и освещении в СМИ футбольного чемпионата "Евро-2012". Возможно, тут ключевое слово "молодых": похоже, что даже на продвинутом Западе социальные сети пока являются прерогативой младшего поколения. Но, как известно, молодость - явление временное. Не успеем и мы с вами постареть, как эти юноши и девушки унаследуют владение бизнесом и займут министерские кресла.

И мир в очередной раз изменится.

Михаил КОРДОНСКИЙ.