Номер 25 (1021), 2.07.2010

ТЕСТ НА ПРОФПРИГОДНОСТЬ ДЛЯ МИНИСТРА

Группа одесских журналистов обратилась к Президенту и премьеру с открытым письмом по поводу ситуации, которая сложилась в Театре оперы и балета. Публикуем его с сокращениями, поскольку рассказанная в письме история постановки "Турандот" нашим читателям наверняка хорошо известна.

"Уважаемый Виктор Федорович! Уважаемый Николай Янович!

Мы - представители журналистского корпуса Одессы - обращаемся к Вам по важнейшему для культурного имиджа Украины вопросу. Вопросу о соответствии должности одного из ключевых министров нашего правительства - министра культуры г-на М. Кулиняка. Рады засвидетельствовать, что первые шаги нового руководства Украины в экономике, политике, евроинтеграции, восстановлению добрососедских связей с Россией и другие, не менее успешные, вызывают у многих из нас чувство надежды на отличные перспективы развития нашей страны. Тем большее недоумение, перешедшее в последние дни в возмущение, вызывают действия министра г-на Кулиняка, особенно "ярко" проявившего себя в связи с громким конфликтом вокруг Одесского национального театра оперы и балета...

Новый же министр культуры во время развития всех этих событий проявлял удивительную для его должности и ответственности индифферентность. В результате новый спектакль прошел с огромным, буквально триумфальным успехом у публики, однако предшествующий ей скандал нанес огромный вред культурному имиджу города и страны. Причем мы говорим не только о единодушном возмущении одесской и киевской прессы, но и о материалах, появившихся в зарубежных СМИ. Вот что пишет, к примеру, из Москвы обозреватель Российского государственного музыкального центра: "Пострадал украинский зритель, украинская культура в целом. Что ждет украинскую оперу - прозябание?.. О реноме же Одессы как театрального города, международного центра культуры, остается только скорбеть".

А вот в каких выражениях описывает ситуацию известный немецкий оперный критик Клаус Кальшмит. По его словам, все, происходящее в Одессе, - это "театральный криминал", "коррупция", "теневые махинации". Мы знаем о том, что об одесском конфликте скоро выйдут другие весьма нелицеприятные материалы европейских журналистов, шокированных безнаказанностью виновных.

Действительно, ущерб для города и страны огромен, но где же реакция министра? Сразу же после премьеры А. Дуда и А. Ботвинов обратились к г-ну Кулиняку с открытым письмом, где просили о помощи в борьбе с теневыми силами в театре. Полное молчание министерства в течение трех недель вызывало, мягко говоря, недоумение. И вот г-н Кулиняк приехал-таки в Одессу чтобы "пообщаться с коллективом и разобраться в ситуации". Чувство недоумения от странного поведения министра визит этот только усилил. Во-первых, он лично запретил представителям СМИ присутствовать на его встрече с коллективом. А как же закон о СМИ? Во-вторых, министр ошарашил прессу заявлением, что "никакого конфликта нет", и скандала с немецкими гостями тоже, оказывается, не было! Было только лишь "недоразумение по вопросу состава певцов для премьеры", а вообще "коллектив сплочен и все в порядке"...

Мы уверены, что ситуация вокруг Одесского оперного является лакмусовой бумажкой, тестом на профессиональную пригодность г- на Кулиняка в качестве руководителя такой важнейшей для страны отрасли, как культура. Мы считаем, что назначение на такой - действительно ключевой для Украины пост - Министра Культуры второразрядного чиновника, имя которого до недавнего времени общественности вообще не было известно, является серьезной ошибкой. Понятно, что у страны много первоочередных проблем, но культура и духовность среди них не менее важны и актуальны. Неужели нет в стране человека, авторитетного в искусстве и культуре, имеющего свою четкую и внятную позицию, желающего действовать во славу Украины, на благо ее высокой духовности?

Заметим еще, что в результате действий г-на министра было продемонстрировано (причем не только коллективу Одесского оперного!), что теневые, подковерные игры, столь свойственные, к счастью, ушедшей власти, по прежнему сильнее искусства, творчества и настоящего успеха у зрителей. По воле министра оказались сорваны интереснейшие творческие замыслы А. И. Дуды и А. И. Ботвинова по осуществлению современных европейских проектов, дающих возможность вывести оперное искусство Украины из состояния стагнации и позволяющих в короткое время восстановить в мире имидж Одессы и страны. Особенно жаль проекты, касающиеся сотрудничества с выдающимися мастерами оперного и балетного искусства России. Сорвано предполагавшееся выдвижение новых спектаклей одесского театра - балета "Нуриев навсегда!" и оперы "Турандот" на российскую театральную премию "Золотая маска". По всей видимости, наша публика не увидит и запланированных "Пиковую даму" Чайковского в постановке Кирилла Серебренникова, "Евгения Онегина" - работы Ивана Поповски, моцартовского "Дон Жуана" - Дмитрия Чернякова (все эти выдающиеся режиссеры - москвичи). Кстати, письмо г-ну министру от Российского международного союза театральных деятелей, где высказывалась четкая поддержка культурной политике Дуды и Ботвинова, в том числе и поддержка их российско-украинских проектов, г-н Кулиняк просто проигнорировал...

Мы очень просим Вас вмешаться в одесскую ситуацию. Совершенно ясно, что г-н Кулиняк абсолютно не соответствует высокой должности министра культуры. А без культуры нет и будущего у нашей любимой Украины!"

Под письмом поставили подписи
более 50 одесских журналистов.