Номер 34 (830), 01.09.2006

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТАЙНЫ – ОДЕССКИЕ ТАЙНЫ

(А ЗАОДНО И ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ СЕМЬИ ФАБЕРЖЕ)

Когда о ком-то говорят, что он ЧЕЛОВЕК УВЛЕЧЕННЫЙ, то это не констатация его какого-то конкретного интереса. Это характеристика человека, его умения отдаваться целиком своим увлечениям, подчас превращая их из хобби в профессию.

Таков Валентин Васильевич СКУРЛОВ – один из крупнейших специалистов по ручному ювелирному искусству ХIХ-ХХ веков.Обостренное восприятие прекрасного определило сферу деятельности выпускника Ленинградского института советской торговли (впоследствии аспиранта того же института). В неполные 40 лет он – заведующий отделом и старший научный сотрудник НИИ ювелирной промышленности. Еще через 10 лет – исследователь-консультант по Фаберже русского отдела аукционного дома "КРИСТИ" (Лондон – Нью-Йорк), эксперт Министерства культуры РФ, член секции историков города при Музее истории Санкт-Петербурга. Один из 40 кавалеров почетного знака "Орден Карла Фаберже", присуждаемого за заслуги в области прикладного искусства (исследования, организация выставок, издания книг и т.д.).

Как видно из этого коротенького досье, самое большое увлечение, даже страсть и дело всей жизни Валентина Скурлова – непревзойденное ювелирное искусство Фаберже – этих потомков гугенота Петра Фаберже в 1685 г.,бежавшего из Францию и нашедшего приют и новую родину в России. Родившийся уже в России Густав Фаберже положил начало ювелирному делу, которое передал своим многочисленным потомкам. Но слава дома Фаберже связана с именем Карла Густавовича Фаберже (1846-1920 гг.).

А кроме славы с домом Фаберже связано немало тайн. Одним из самых рьяных и последовательных исследователей этих тайн является Валентин Скурлов. В этом году к 160-летию Карла Фаберже вышла книга В. Скурлова (в соавторстве с парижанкой Татьяной Фаберже) "Петербург Карла Фаберже". Кроме биографических данных семьи Фаберже, кроме фотографий изделий Фаберже, портретов семьи,художников, мастеров-ювелиров и снимков уголков Петербурга и других городов, связанных с фирмой Фаберже, в книге есть статьи, посвященные Петербургским Тайнам Фаберже. Например, загадка семьи Кельх, связанная с исчезновением ювелирных изделий, изготовленных для Варвары Кельх мастерами фирмы. Еще одна тайна – это судьба последнего пасхального яйца, созданного Фаберже для Николая II. В книге можно увидеть копию счета на имя г-на Романова Николая Александровича на сумму 12840 рублей, датированного апрелем... 1917 г.

Но круг интересов и поисков Валентина Скурлова не ограничивается Петербургом. Недавно Скурлов побывал в Одессе.

Читатели, наверное, заметили, что у входа в Одесский пассаж появилась мемориальная доска, извещающая, что 100 лет назад здесь находился одесский филиал торговой фирмы Фаберже (правда, Валентин Васильевич утверждает, что филиал находился на один дом дальше, там где сейчас парфюмерный магазин, почти на углу Дерибасовской и пер. Вице-адмирала Жукова, в доказательство чего показывает фотографию в своей книге). У этой доски состоялась встреча одесских журналистов с Валентином Васильевичем.

— Это не первый мой приезд в Одессу, – сказал Скурлов. – После поездок в Одессу в 1988-1989 гг. родилась моя первая статья об одесском отделении фирмы Фаберже. Публиковать ее в то время было непросто. Еще бы, "поставщик высочайшего двора", имевший право на своих изделиях ставить государственный герб царской России – двуглавого орла (а еще поставщик дворов Швеции, Великобритании и Сиама). Но одесские тайны Фаберже продолжали меня волновать. Ведь архивы фирмы разграблены. Многие изделия вывезены за границу. В период нэпа те, кто сумел нажиться, скупали вещи у бедствующих аристократов и бывших именитых жителей Одессы. Хотелось бы найти товарные книги Фаберже. Две такие книги удалось найти, но не одесские. Должны быть два альбома: в одном отмечались заказы – Одесский дом Фаберже был нестандартным, работал по индивидуальным заказам, в этом же альбоме делались зарисовки, эскизы; второй альбом – это учет золота и серебра, что требовалось по закону. Мне удалось найти 5 страниц документов об открытии фабрики Фаберже, в том числе и разрешение на открытие филиала. Документы любопытные. Например, есть в них такой пассаж, как запрет работникам-мужчинам приставать к персоналу женского пола с неприличными вопросами.

Что нам известно сегодня об одесском отделении Фаберже? Известны имена лучших мастеров, которые из Петербурга переехали в Одессу: это Оскар Май, Константин Ласкин (эти мастера завоевали II премию на конкурсе Фаберже за изготовление большого наперсного и малого нательного крестов в одном стиле), а также замечательный художник, мастер росписи по ткани Иван Крамаренко – выпускник училища Штиглица (он болел туберкулезом и поэтому был направлен в Одессу, когда в 1920 г. ему пришлось вернуться в Петербург, он умер). Кроме того, в Одессе было много местных мастеров, которые освоили "школу Фаберже". Постепенно одесское отделение фирмы выработало свой стиль, который определялся вкусами южан. Этот южнорусский стиль, так же как московский (купеческий? – Е.К.), был более богатым по сравнению со строгим петербургским.

— Я обязательно сделаю книгу об одесском филиале Фаберже, – заверил Валентин Скурлов. – Для этого я роюсь в архивах. Много сведений можно найти в рассекреченных архивах спецслужб (в Петербурге такие архивы, где есть акты экспроприации ценностей, оказались просто кладом для изысканий). Я хочу поработать со старожилами. Это большой массив информации. В Америке можно найти 80-летних (и постарше) эмигрантов, которые пишут мемуары, – это же целый пласт литературы. Такие воспоминания я видел в национальной библиотеке в Хельсинки. В мемуарах может быть всего лишь одна строка: "В мае 1913 года был бал в Одесском дворянском собрании. Мы с дочерью поехали на Дерибасовскую у купили у Фаберже кулон..." Далее следует описание кулона... Ради этих строк стоит перелистать 5-6 книг.

Много интересных материалов мне предоставила Татьяна Фаберже, живущая в Париже. Там ведь осела белая эмиграция, в том числе выходцы из Одессы. Словом, я надеюсь написать книгу о Фаберже в Одессе. Думаю, что можно будет на этом материале создать и сценарий захватывающего фильма. Тем более, что есть одна яркая волнующая деталь в одесских тайнах Фаберже.

Это поиски одесского яйца Фаберже. Вернее, яйца, которое одесские мастера подарили Карлу Фаберже в 1912 г. к 40-летию руководства фирмой. Это яйцо, как и все яйца, изготовленные мастерами Фаберже, было с секретом. Внутри него был помещен не то памятник дюку де Ришелье, не то здание Оперного театра. Скорее, второе, это больше в стиле Фаберже. Известно, что в том же году Фаберже привозил яйцо в Севастополь. Где оно сейчас – неизвестно. Но на Западе его нет. Правда, в 1996 г. швейцарские банкиры опубликовали список 20 тысяч невостребованных банковских сейфов хранения. Мне удалось идентифицировать в этом списке 100 петербургских фирм. Наверняка есть и одесские. По закону сейф может открыть только хозяин. А где хозяин? Неизвестно. Что в сейфах – тоже тайна.

Думаю, что немалые тайны хранят и одесские катакомбы. В революцию драгоценности торгового дома Фаберже были разграблены, грабеж одесских музеев, где хранилось немало ценных вещей, лежит на совести румын. Но ходят упорные слухи, что пропало не все, что кое-что спрятано в катакомбах. Вот вам одна из интригующих линий сюжета фильма, который по аналогии с "Парижскими тайнами" и "Петербургскими тайнами" можно будет назвать "ОДЕССКИЕ ТАЙНЫ" или "ОДЕССКИЕ ТАЙНЫ ФАБЕРЖЕ".

Записала Елена КОЛТУНОВА.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.

P.S. В настоящее время ведутся переговоры о создании в Одессе филиала торговой марки Фаберже. Кроме Петербурга, где торговый дом Фаберже открыт по своему историческому адресу – Б. Морская, 24, торговые дома Фаберже есть во многих крупных городах мира. А чем хуже мы?