Номер 30 (826), 04.08.2006

"ВОДЕВИЛЬ ПОД КРЕСТОМ" ИЛИ КРЕСТ НА ВОДЕВИЛЯХ?

Вот уже много лет в День театра, 27 марта, нашем городе брал старт международный фестиваль камерных театров "Интертеатр". А вот нынешней весной этого не случилось. Причиной тому - затяжная война местного отделения Союза театральных деятелей (СТД) с евангелическо-пресвитерианской общиной. Вынужденное соседство с "божьими людьми" в одном здании по улице Пастера, 62, обернулось бедой. Не желая дожидаться, пока СТД съедет в соседний дом # 60, где когда- то был Матросский клуб, церковники в июле прошлого года отрезали коммуникации, в результате чего творческий союз оказался без света, воды, а зимой - и без тепла. Долгие месяцы судебных разбирательств окончились этой весной подключением коммуникаций. Однако время было потеряно, а здоровье работников СТД подорвано бесчеловечными условиями зимнего существования. Но мало того - пресвитериане подали иск о немедленном выселении СТД из немногих еще остающихся у него помещений. Одесский хозяйственный суд иск не удовлетворил, пресвитериане апеллировали к Верховному суду, и тот возвратил дело в Одессу.

Плохой признак. Власти устранились от участия в конфликте; видимо, боятся прослыть гонителями веры и духовности. Письма СТД, адресованные мэру Одессы Эдуарду Гурвицу и бывшему губернатору Василию Цушко, остались без ответа. Окрыленные безнаказанностью, пресвитериане обратились в газету "Аргументы и факты", которая им подсобила, опубликовав в 20-м номере за нынешний год тенденциознейшую статью Валерия Павлова под жемчужной красоты заголовком "Водевиль под крестом". В ней повторяются аргументы церковников, неоднократно озвученные и в беседах с журналистами, и во время судебных разбирательств. Оказывается, театралы "бражничают в храме", исполняя "богомерзкие песнопения в капустниках водевильного содержания". И посему дальше терпеть их под одной крышей с мирной паствой невозможно. И неважно, что выселяться служителям Мельпомены пока некуда. Самое противное, что, презрев все правила журналистики, автор даже не переговорил с другой стороной, сиречь СТД. Вот и убедите меня после этого, что статья появилась как крик души ее автора!

Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Дело в том, что пресвитерианская община вообще не является правопреемником реформатов, построивших свой храм в 1895 году. Хотя обе эти общины принадлежат к протестантской конфессии, но они не тождественны, и дело может осложниться притязаниями истинных реформатов. Об этом имеется заключение Института философии Национальной Академии наук Украины. Но, вообще-то, даже реформатам было бы сложно претендовать на храм, так как с 1915 года здание перестало иметь отношение к религиозным организациям в связи с началом первой мировой (данный факт подтверждается в "Собрании узаконений и распоряжений правительства России" от 3 февраля 1915 года). Таким образом, под знаменитый президентский указ о возвращении культовых зданий их бывшим владельцам здание на Пастера, 62, вообще не подпадает.

Пресвитерианам здание досталось по парадоксальному решению Малиновского суда в ноябре 1998 года, причем представителей СТД на суд даже не пригласили. Думали тогда шокированные театралы протестовать, потом надеялись переехать в Матросский клуб, потом ждали проведения в нем ремонта (тоже ведь памятник архитектуры областного подчинения!), а теперь их торопятся выселить как мерзких святотатцев, недостойных ангельской кротости своих вынужденных соседей.

Годы безбожия сменились, видимо, в нашем обществе средневековым мракобесием. И стоит ли удивляться, что околотеатральные перипетии оказываются интереснее результатов творческих усилий, то есть спектаклей? Чем окончится эта "мистерия-буфф" с СТД, увидим в самое ближайшее время. Но то, что ее ход пагубно влияет на театральный процесс, вполне очевидно уже сегодня.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.