Номер 49 (1393), 28.12.2017
Подводя итоги уходящего года, мы выделили десять самых значимых событий в культурной сфере, к которым хочется возвращаться в воспоминаниях (а в случаях, когда это возможно, повторить посещение спектакля, перечитать книгу, снова взглянуть на картину).
Итак, первым номером поставим высокий жанр - оперу.
Самой нашумевшей оперной премьерой года стала постановка Василия Вовкуна - "Набукко" Джузеппе Верди. Величие и предательство, возвышенное и земное сплелись в этой опере о библейском царе Навуходоносоре, мастерски исполняемой одесскими артистами. Режиссер - львовянин, и художник Тадей Рындзак из Львова, а в целом эта впечатляющая постановка стала первой совместной работой специалистов из двух национальных театров - Одесской и Львовской опер. Директор одесского театра Надежда Бабич мечтает продолжить этот опыт, который обогатит театры всей страны новыми оригинальными спектаклями.
Вторым номером назовем балет "Судьбы" на музыку безвременно ушедшей из жизни одесситки Юлии Гомельской в постановке Сергея Кона.
Современный балет на самую больную тему, тему войны, краха привычной жизни, утраты дома и близких людей, создан специально для нашего театра, но имеет все шансы прославить его на мировых подмостках.
Третья ступенька нашего пьедестала отдана спектаклю "Ханум" на сцене Одесского академического театра музыкальной комедии имени Михаила Водяного.
В постановке московского режиссера Дмитрия Белова все слаженно и отлажено до последнего движения бровей и при этом выглядит совершенно современно, хотя действие происходит в тифлисском квартале Авлабар в 1882 году, когда драматург Авксентий Цагарели написал свой неувядающий водевиль. Актеры, что называется, купаются в ролях, играя с редким удовольствием, и праздничное настроение передается зрителям буквально с первых минут спектакля. Но даже в этом отличном составе лидирует Ольга Оганезова; исполнение ею главной роли можно считать эталонным.
Чтобы закрыть театральную тему, четвертым событием назовем экспериментальную работу режиссера Ивана Урывского "Олеся. Мистификация" по Куприну, осуществленную совместными усилиями артистов Театра кукол и Украинского театра.
Наконец-то и взрослым зрителям предоставлена возможность порадоваться сложной работе кукловодов, подкрепленной актерским мастерством, а то ведь прежде для взрослых предлагались драматические постановки, где кукла в лучшем случае валялась в кресле. Не только детям интересен этот вид театра, способный выразить и драматизм, и эротическую напряженность сценических ситуаций.
Незаурядным событием стала акция в честь 70-летия со дня рождения одесского писателя, драматурга, сценариста Георгия Голубенко. Поставим его на пятое место.
Ушедший из жизни в 2014 году Г. Голубенко оставил недописанный роман, посвященный Борису Литваку. Пять глав этого сочинения, некоторые рассказы из сборника "Рыжий город", пьеса "Одесский подкидыш" и рассказы, которые ранее не издавались, вошли в посмертный сборник "Одесский декамерон". К этой книге художник Михаил Рева создал более 300 графических изображений. В ходе юбилейной акции в галерее современного искусства Invogue прошли публичные чтения произведений из "Одесского декамерона", которые провели одесские актеры Олег Школьник, Олег Филимонов, Игорь Кнеллер и другие.
А Георгий Делиев порадовал своих почитателей трагикомедией "Одесский подкидыш", снятой по пьесе Георгия Голубенко, которую можно назвать кинопремьерой года. Фильм, как и пьеса, пробуждает наивную веру в то, что влияние интеллигента может преобразить даже весьма малокультурного персонажа. Хочется верить, что и в жизни возможен такой финал.
За что "Одесский подкидыш" занимает шестую ступеньку нашего виртуального пьедестала.
На седьмом месте - еще одна яркая кинопремьера: "Сторожевая застава" - первый украинский фильм-фэнтези, снятый по книге одесского писателя, лауреата Шевченковской премии Владимира Рутковского.
В центре сюжета - современный школьник Витя, который через портал времени попадает в прошлое на тысячу лет назад, во времена былинных богатырей. Бюджет фильма составил 40,3 млн гривен, но уже в первую неделю проката его посмотрело более 100 тысяч зрителей - рекордная посещаемость для фильмов отечественного производства. Впервые выход украинского фильма сопровождала столь мощная рекламная кампания: помимо традиционных бордов, плакатов, интернета и телевидения, "Укрпочта" выпустила 130 тысяч марок с изображением фильма. Права на его прокат были проданы во Францию, Индию, Вьетнам и другие страны.
К числу ярчайших событий следует отнести и III Международный музыкальный фестиваль Odessa Classics, за что он удостоен места под цифрой восемь. В этом году он проходил целую неделю и отличался масштабностью и зрелищностью. 11 концертов от музыкантов из разных стран мира посетило более 7 тысяч зрителей.
На четырех сценах - в Одесской филармонии, Оперном театре, Литературном музее и на площадке под открытым небом на Ланжероновской - выступили музыканты из Германии, Великобритании, Бельгии и разных городов Украины. Было сыграно около 18 часов музыки - от мировой классики до джаза и клезмера. Автору этого проекта и его арт-директору народному артисту Украины Алексею Ботвинову удалось собрать в Одессе выдающихся исполнителей - скрипачей Вадима Репина и Дэниэла Хоупа, певцов Ольгу Микитенко, Лену Белкину, Виталия Билого, дирижера Майкла Гуттмана и других.
Музей современного искусства Одессы пока лидирует по популярности у молодежи. Даже постоянную экспозицию здесь сумели обновить за счет нового принципа - теперь работы одесских художников сочетаются не по времени создания, а по смысловым и стилевым признакам.
Получилось интересно, и потому девятое место остается за МСИО. Молодой художник Олег Димов, который в этом году стал обладателем специальной премии престижного конкурса "МУХi 2017" Щербенко Арт-Центра с проектом "Документ состояния", признается, что МСИО сыграл большую роль в его судьбе: "Музей стал для меня своего рода не то чтобы домом, но местом, где тебя знают, ценят, где тобой гордятся. Он находится в правильной динамике своего развития, в правильном движении, это одно из немногих мест в Одессе, где что-то делается".
И опять же чисто условно на десятое место мы ставим литературный флешмоб "Одесса читает. Одессу читают", устроенный Всемирным клубом одесситов по случаю юбилея Исаака Бабеля.
Вышли на улицу в знойном июле и читали вслух любимых одесских писателей около тысячи людей, причем делали это на двенадцати языках мира!
Остается понадеяться, что в 2018 году культурные события будут столь же яркими и привлекут внимание многих. С новым культурным годом!
Виолетта СКЛЯР,
Андрей ТИШКОВ.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО,
а также из открытых источников.