Номер 41 (1385), 3.11.2017
Наш сегодняшний собеседник - известный украинский кинорежиссер Владимир Савельев.
Владимир Алексеевич - одессит, выпускник Одесского политехнического института, один из создателей и участников студенческого театра "Парнас-2". Именно в этом театре показал свои первые миниатюры Михаил Жванецкий, в скетчах которого играл студент Владимир Савельев. Сегодня он - народный артист Украины, Абхазии, Чувашии, лауреат многочисленных международных и отечественных фестивалей. Сегодня отметивший 80-летие, но не растерявший творческую форму и бодрость духа мастер не может получить прокатное удостоверение на свой новый четырехсерийный фильм "На краю бездны". К счастью, нам предоставили возможность посмотреть эту работу на диске - ни крамолы, ни зла, ни призывов к фашизму, ни порнографии. Поскольку фильм снят по материалам нашей общей истории, в списке действующих лиц - имена вождей и партийных деятелей советской эпохи. Ну и что?..
- Владимир Алексеевич, за почти полвека вашей творческой деятельности в кино бывало многое, но вот запрет на показ уже снятого фильма - впервые. Как ощущения?
- Мой первый и, наверное, самый выстраданный фильм - "На-та-ли!" снят в 1969 году. Затем были "Выгодный контракт" - четырехсерийный телефильм, снятый в Одессе и в Москве в 1982 году, который и до сих пор постоянно показывают по разным телеканалам, как и снятый в 1980 году "Капитан Фракасс" с Олегом Меньшиковым, Леонидом Ярмольником, Светланой Тома в главных ролях... Увы, приходится констатировать, что в сегодняшние "лихие" послемайдановские времена средства, выделенные государством на кинопроизводство, расходуются преступно: практически остановились Одесская киностудия, Киевская имени Александра Довженко и все другие, на которых были созданы шедевральные "Место встречи изменить нельзя", "Весна на Заречной улице", "Три мушкетера", "Вертикаль", фильмы Киры Муратовой, а в Киеве: "В бой идут одни "старики", "Тени забытых предков", "Каменный крест", та же "На-та-ли!" (фильм получил Гран-при, куплен рекордно 105 странами), тот же "Капитан Фракасс" и более поздние мои фильмы "Белый башлык", "Изгой".
Агентством Украины по делам кино с 2012 года, когда его стала возглавлять Екатерина Копылова (сегодня - Филипп Ильенко), запущено более 200 наименований проектов! Где они, эти фильмы?! Куда израсходовано около миллиарда государственных средств? Ни один из представленных в Одессе фильмов более двух-трех сеансов не сумел продержаться на экранах. Все эти 200 кинопроектов были запущены на каких-то странных киностудиях - однодневках, имеющих телефон и письменный стол, которые тут же исчезали с провальным очередным показом, происходившим только в кулуарах самого Агентства... А ведь сметы многих переваливали за 5, 10, 50-миллионные обозначения... Вот уже десяток раз на телеканалах страны поднимается эта проблема, и одним из первых о ней заговорил громко наш одессит, создатель "Маски-шоу" Георгий Делиев, а за ним десятки мастеров кино, продюсеров, артистов, депутаты Верховной Рады и даже Прокуратура Украины...
Вот и мой новый фильм "На краю бездны" я предложил Агентству по делам "НЕ КИНО" (как уже привык его называть) в 2014 году... и получил отказ. А фильм был посвящен очень важной теме: отказа государства во имя мира на планете от ядерного оружия - третьего - после США и России - атомного потенциала. Добровольного! Как только Украина стала независимой! И сразу одно из первых государственных предложений планете Земля - ядерное разоружение!
Не заинтересовала эта тема руководство Агентства Украины по делам кино, и пришлось мастеру искать деньги на стороне, в других странах, у частных лиц... Но кто сегодня станет раскошеливаться для прославления не своего государства? И кого из частных предпринимателей может интересовать судьба президентов Украины, сумевших так бездарно распорядиться "третьим в мире" атомным потенциалом?.. Да еще в суммах, превышающих десятки миллионов... И пришлось менять направленность главного посыла фильма, чтобы сохранить хотя бы антивоенную направленность всего проекта, не менее важную сегодня, если не главную.
Был написан новый сценарий, и уже в столь одиозную и антинациональную структуру, как Агентство Украины по делам кино, я, как автор сценария, режиссер и продюсер, обращаться не стал. Спонсоры нашлись, и, добавив средств от своей студии "Фест-Земля. Плюс", я все же снял четырехсерийный фильм "На краю бездны". Но ведь снять далеко не все. Надо его донести зрителю. И тут снова Агентство по делам кино включилось в столь любимое сегодня дело: "запрещать"! Запрещать показывать фильмы, скажем, даже такие, как любимейшие фильмы Рязанова, или показывать в Украине фильм "На краю бездны".
Как же так? Агентство выдало разрешительное удостоверение таким, мягко говоря, антиморальным, далеко не патриотическим фильмам, как "Украина, гуд бай!" - призывающим покинуть Украину, или "Ядерные отходы", "История Мудаков", где рисуют юноши в школе гения Шевченко без штанов с громадным половым членом, Лесю Украинку - голой, а тут - "низ-з-зя"! Почему? Китайские дистрибьюторы, российские, из Прибалтики, Чехии готовы приобрести для показа в своих странах, а в Украине - "низ-з-зя"!
- Мне кажется, глобальнее темы, чем угроза ядерной войны, и представить себе нельзя. Но это же нужно мыслить дальше гениталий... А клепать безрадостные, упадочнические киноленты о том, как у нас плохо, наши молодые "мытци" научились хорошо, как и псевдоисторические, архаичные, скучные фильмы. Смотреть эти "шедевры" просто невозможно более пятнадцати минут. Ваш фильм смотрится с интересом и волнует с первого кадра до последнего.
- Я стремился показать момент, когда на страну, ее руководителей, легла огромная ответственность: суметь, после выигранной войны с Гитлером, противопоставить США, успевшим первыми заполучить немца Оппенгеймера и 14 лауреатов Нобелевской премии в Манхэттене на атомный проект, и первыми взорвать атомную бомбу в 1945 году на полигоне Аламогордо, в Нью-Мексико, дать свой, симметричный ответ!..
Когда Сталину советские разведчики доставили кинохронику этого ядерного взрыва, - сразу сделавшего США главной страной в мире, единолично решающей судьбы этого самого мира, - генералиссимус, в снятой максимально документальной манере сцене фильма, раскуривая трубку, проронил в присутствии Лаврентия Берии и Вячеслава Молотова следующие слова: "Теперь у них "она" есть, а у нас "ее" нету... Если мы не сделаем точно такую, они нас уничтожат...".
А потом добавил: "Не успели одну войну закончить, а другая уже началась".
Этот диалог полностью взят из дневников Берии и воспоминаний Молотова. Он и снят, как и все игровые сцены, в предельно достоверной, почти хроникальной манере. Это очень отличает фильм "На краю бездны" в лучшую сторону от многих и многих фильмов, где показывают Сталина, снятых в пропагандистском ключе, что делает подобные фильмы карикатурными и художественно неубедительными (вспомним Юрского в сериале "Товарищ Сталин", или двухметрового Петренко в сериале "Вольф Мессинг"). Особо хочется отметить прекрасную игру актера Львовского театра Петра Бенюка, сыгравшего роль Никиты Хрущева - волюнтариста, едва не сбросившего в атомную бездну земную цивилизацию! Петр Бенюк сыграл этого авантюриста с нескрываемой ненавистью к персонажу, но так искренне, что порой почти невозможно отделить персонаж от артиста.
- Владимир Алексеевич, просмотрев фильм, я пришла к убеждению, что его главным героем является даже не столько Сталин в, безусловно, очень достойном исполнении Иосифа Лагидзе, сколько ученый Клаус Фукс, которого сыграл одесский артист Сергей Деньга. Тоже исторический персонаж, но далеко не столь известный, а ведь не передай он в свое время определенные сведения советской разведке, атомная бомба вполне могла бы быть сброшена на Советский Союз, и не пришлось бы нам сейчас обсуждать ваш фильм...
- За это Фукса приговорили к 14 годам тюрьмы. Тут хочется преклониться перед гражданским мужеством ученого, почти стопроцентного соискателя высшей награды "нобелевской премии", сумевшего найти в себе силы во имя того, чтобы человеческая цивилизация не сползла в бездну, - передать "союзнику" по борьбе с фашизмом, а теперь уже врагу - СССР, главные тайны "Манхэттенского проекта" для создания паритетной основы мировой платформы. Спустя пятьдесят лет, когда из Северной Кореи взлетают в воздух ракеты, с (пока еще) макетами ядерных боеголовок, и мир снова замирает в ожидании, опять на грани этой самой ядерной бездны, мой фильм не может благодаря странному запрету достучаться до сердец людей.
- Насколько исторически достоверны все сцены с кулуарными переговорами в кабинете Сталина?
- У меня были очень веские консультанты, академики, любую позицию могу отстаивать перед кем угодно. Готов нести ответственность перед зрителем, как и за все созданные за 50 лет работы в кино фильмы. Я думаю, что в искусстве запретных тем не может быть. Запрет - это худшее, что может создать государство во взаимоотношениях с культурой. Конечно, есть вещи, темы в творчестве, которые могут быть опасны для общества и посему запретны: скажем, пропаганда наркотиков, насилия, разврата, но запретить рассуждать о деяниях исторических личностей, исследовать их поступки и характеры не то что глупо, но и невозможно. Это все равно, что отказаться от своего прошлого, истории и в конце концов от самого себя и превратиться в героя одного из произведений Чингиза Айтматова - манкурта, утратившего историческую память, духовные ценности и ориентиры, порвав его связь со своим народом, готового убить родную мать, если на нее укажет кнутом его хозяин. Запретом решить ничего нельзя, потому как культура - это совокупность того, что выросло в тебе и, если ты творец, то того, что нашло своего зрителя, того, что стоит на полках книг или показывается в кинотеатрах, а не того, что запрещено.
Беседовала Мария ГУДЫМА.
На фото: съемочные моменты
фильма "На краю бездны".