Номер 41 (837), 20.10.2006
КОМПЕТЕНТНЫЙ СОБЕСЕДНИК
Свою книгу, которую он презентовал в Одессе, Майкл Виллард назвал на первый взгляд незамысловато: "Пиарщик". Это блестящее и увлекательнейшее описание жизни человека, посвятившего себя формированию имиджа других людей. Мы только сейчас приходим к пониманию того, как важно уметь "подавать" себя, и что это есть целая наука, а на Западе к этому пришли уже давно. И название науке подобрали: "Паблик рилейшнз", сокращенно PR (пиар), отсюда и название профессии "пиарщик". Майкл Виллард и есть ярким представителем пока еще слегка загадочного для нас племени пиарщиков.
Начинал он как репортер, затем стал советником политических деятелей. Несколько лет возглавлял офис сенатора Роберта Берда лидера демократического большинства в Сенате США, благодаря чему имел возможность встречаться с виднейшими политиками своего времени шахом Ирана, Мануэлем Норьегой будущим президентом Панамы, советскими лидерами членами Политбюро Громыко, Устиновым, Сусловым и многими другими. В 1990-х гг. Майкл Виллард консультировал правительства ряда стран Восточной Европы. В Украину он приехал более десяти лет назад как руководитель американской программы поддержки развития бизнеса и с тех пор, по его собственному признанию, больше времени проводит в Украине и России, чем у себя на родине. Более того, женившись на киевлянке, Майкл обрел уже двух украинских дочерей, чем, кстати говоря, немало гордится. Созданная им компания "Виллард Групп" объединяет более ста специалистов в области рекламы и пиара, имеет офисы в Киеве и Москве, сеть партнерских агентств в Центральной и Восточной Европе. Понятно, что приезд в Одессу специалиста такого уровня не мог остаться без внимания журналистов. А наш корреспондент, к тому же, воспользовался уникальной возможностью получить у г-на Вилларда эксклюзивное интервью, за что благодарен Максиму Рыльскому и Ростиславу Гаврилову.
Согласно вашей версии, цитирую, "первая запись об использовании PR восходит к тому моменту, когда нагие Адам и Ева стояли перед творцом и оправдывались за временную потерю самоконтроля". Как известно, попытка первых людей обелить себя не удалась. Не отсюда ли вытекают все будущие проблемы представителей племени пиарщиков?
Как раз первый опыт пара был очень удачным, ибо Змию удалось уговорить Еву съесть запретное яблочко. А Адам, по всей видимости, не смог привести достаточно весомые аргументы в свое оправдание. Возможно, ему стоило бы предоставить слово Еве или же сказать, что они уволили негодяя-змея, заварившего всю эту кашу. Но, обратите внимание, у них была неплохая идея: чтобы загладить свою вину, посадить миллион яблонь лучших сортов. Чем это не программа нашей будущей "социальной ответственности"?!
Есть такая поговорка: "Черного кобеля не отмоешь добела". Тем не менее многие наши политики и бизнесмены уверены, что пиарщики именно этим и должны заниматься. Как вы полагаете, для пиара есть "пределы возможного"?
Я могу вам сказать со всей определенностью: не ожидайте, что пиар-кампания сделает хороший имидж вашей фирме или организации, если нет материала, с которым можно работать. Если ваша фирма загрязняет реки и водоёмы, то пиар-кампания не в состоянии будет создать вам имидж "борца за экологию". На самом деле 90% пиара это здравый смысл. В пиаре очень много инструментов (пресс-конференции, пресс- релизы и т.п.), но на самом деле пиар не сводится только к этому. Смысл пиара в том, чтобы рождать новые идеи. Специалист по пиару прежде всего должен определить и оценить проблему как сторонний наблюдатель, потому что человеку, работающему в каком-либо бизнесе, очень сложно посмотреть на себя и свое дело "со стороны". И уже потом пиарщик должен показать, как эту проблему можно решить, помочь решить её и донести до всего мира, что данная проблема решена.
К сожалению, далеко не всем это понятно. Я вспоминаю одну историю, которая случилась незадолго до российского экономического кризиса 1998 года. В Москве ко мне обратился джентльмен из Великобритании и сказал, что его компании нужен мониторинг СМИ. Я ответил, что мы могли бы этим заняться и назвал довольно приличную сумму вознаграждения. Мой собеседник удивился: "Но я же прошу вас только читать газеты, ну, может, еще перевести несколько публикаций...". "Нет, ответил я ему, вы просите нас быть вашим партнером в следующем: сначала сообщать вам о тревожных сигналах, затем предложить решение проблем с имиджем компании, с которыми она может столкнуться в нестабильной инвестиционной среде. Мы поможем вам сохранить миллионы долларов, а вы заплатите нам за это всего лишь несколько десятков тысяч". Англичанин улыбнулся в ответ, но через полчаса после того, как он покинул наш офис, он позвонил по мобильному и попросил прислать договор на предмет рассмотрения.
У русского поэта Лермонтова есть знаменитые стихи о парусе, который в тихой заводи "просит бури". Вы приехали из богатого, устроенного и достаточно спокойного государства в страну, где все так бедно и неустойчиво. Что вы искали в этой "буре"?
Я никогда не считал Украину бедным государством. Потому что богатство это категория, которая сводится к людям и земле. А в Украине и люди замечательные, и земля великолепная.
Пиаром у нас сегодня занимаются все, кому не лень. Как, с вашей точки зрения, можно ли доверять человеку, который гарантирует стопроцентное решение проблемы?
Думаю, что на самом деле такие люди просто хотят продать себя подороже. Пиар это не волшебство, а профессия.
Беседу вел Александр ГАЛЯС.