Номер 39 (1432), 2.11.2018
Леонид Передерий
ветеран судоремонтного завода "Украина",
инженер изобретатель,
автор более 200 изобретений
и научно - технических проектов,
Лауреат конкурсов инновационных проектов
за 2014 и 2018 гг., краевед.
Второго сентября граждане города Одессы отпраздновали 224-ю годовщину основания города.
Однако мало кто знает, что начало городу было положено ещё в 1793 году основанием его базового предприятия, которое впоследствии получило название "Одесский судоремонтный завод "Украина", которому 17 сентября 2018 года исполнилось 225 лет.
Одесский судоремонтный завод на протяжении всего исторического развития города был градообразующим предприятием и внёс неоценимый вклад не только в создание военного и гражданского флота, но и способствовал бурному развитию строительства, архитектуры, других отраслей промышленности, технических наук, литейного производства.
Особенно впечатляют изделия литейного производства, которые украшают архитектурные памятники города Одессы. Завод изготавливал каркасы арок и галерей, опоры балконов и лестниц, в том числе знаменитой Потёмкинской (тогда Бульварной). Бронзовые памятники и уличные фонари. Искусно орнаментованные массивные ворота и легкие калитки. Камины, настенные барельефы и многие другие изделия, которые украшают уникальные памятники архитектуры города Одессы и вызывают восхищение у многочисленных иностранных туристов и жителей Украины.
Неоценимый вклад в развитие промышленного потенциала города и улучшение его экологического состояния внесли изобретатели и рационализаторы завода, которые праздновали свой праздник, День изобретателя и рационализатора Украины, 15 сентября 2018 года.
Следует также отметить тот факт, что Одесский судоремонтный завод "Украина" был одним из базовых предприятий Черноморского морского пароходства, 185-я годовщина со дня основания которого отмечалась в мае 2018 года.
Одесский судоремонтный завод имени 50-летия Советской Украины сложился в 1918-1928 годах из нескольких предприятий. До революции это были: судоремонтный завод РОПИТ (акционерное "Русское Общество Пароходства и Торговли"), судостроительно-судоремонтный участок завода Беллино-Фендериха, мастерские УРОП (Управление работ Одесского порта) и судостроительный завод Ревенского.
Однако исторической датой, положившей начало строительству завода, было 1 июня 1793 г., когда на современном одесском Приморском бульваре состоялась закладка главных строений Адмиралтейских мастерских, которые первоначально подчинялись военно-морскому ведомству и назывались Адмиралтейскими мастерскими Черноморского гребного флота.
На протяжении всего исторического развития завода неоднократно менялось и его название.
Так с 1920 года завод назывался - 1-й Судоремонтный завод Черноморазокруга, с декабря 1922 г. - 1-й Судоремонтный завод Госпароходства. Предприятие в то время было самостоятельной производственной единицей и работало на принципах хозрасчёта и коммерческой выгоды. Приказом ММФ СССР № 351 от 8 августа 1944 г. заводу было присвоено наименование "Одесский судоремонтный и судостроительный завод имени Андре Марти", а приказом ММФ СССР № 81 от 4 февраля 1953 г. завод получил название "Одесский судостроительно-судоремонтный завод Главморпрома ММФ".
Приказом ММФ СССР № 233 от 16 августа 1957 г. завод был передан с непосредственной подчиненности ММФ СССР в подчинение Черноморскому государственному морскому пароходству и получил название "Одесский судоремонтный завод № 1".
В декабре 1967 г. Указом Президиума Верховного Совета УССР Одесскому судоремонтному заводу было присвоено имя 50-летия Советской Украины. Приказом ММФ СССР № 48 от 21 марта 1968 г. "Одесский судоремонтный завод № 1" был переименован в "Одесский судоремонтный завод имени 50-летия Советской Украины". После распада СССР в 1991 году на СРЗ был проведён конкурс на лучшее название предприятия. Рассмотрев десятки вариантов, комиссия согласилась с мнением директора завода Игоря Дмитриевича Молощицкого, который предложил наиболее интересное и ёмкое название заводу: "Одесский судоремонтный завод "Украина". Решением Жовтневого райисполкома г. Одессы №1719 от 06.08.1992 г. завод был переименован в "Одесский судоремонтный завод "Украина".
Особо следует отметить вклад в развитие завода директора Игоря Дмитриевича Молощицкого, с которым я был лично знаком с мая 1984 года, когда Игорь Дмитриевич работал главным инженером. Это был высоко-эрудированный, интеллектуальный инженер-судоремонтник, с высокими человеческими качествами, и в то же время простой в общении с подчиненными. Игорь Дмитриевич всегда поддерживал учёных, изобретателей и рационализаторов, способствовал внедрению достижений науки и техники в судоремонт.
У меня с Игорем Дмитриевичем сложились добрые человеческие отношения и когда он был главным инженером и директором, и когда он уже тяжело болел. Жаль, что этого человека уже нет с нами. Давно назрела необходимость увековечить имя этого неординарного человека, например, переименовав Газовый переулок, находящийся вблизи судоремонтного завода, в переулок Молощицкого. Это будет дань уважения человеку, при котором "Одесский судоремонтный завод "Украина" достиг наибольшего развития.
Коллектив насчитывал около 6000 человек и работал практически в режиме замкнутого цикла, так как имел практически все производства, необходимые для его функционирования. В структурный состав завода входили: основные цеха, заготовительные и вспомогательные, обслуживающие производства, доки, буксиры, причальный фронт, акватория.
Завод обладал значительным интеллектуальным потенциалом. На заводе функционировали полноценные технологическое и конструкторское бюро, отдел механизации и автоматизации производственных процессов (отдел новой техники), бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ), общественное конструкторское бюро (ОКБ), отдел научно-технической информации. Количество изобретателей и рационализаторов доходило до 500 человек.
Системный кризис в экономике СССР, а затем и Украины прекратил рост предприятия, сказался и развал ЧМП, основного заказчика завода. Коллектив, который насчитывал более 6000 человек, уменьшился до 2000.
Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 01.10.2016 г. № 971 и распоряжением Кабинета Министров Украины от 16.11.2016 г. № 571-р с 01.04.2017 г. государственное предприятие "Одесский судоремонтный завод "Украина" было реорганизовано путем присоединения к государственному предприятию "Одесский морской торговый порт" в обособленное структурное подразделение порта - ОСП "СРЗ "Украина", а приказом начальника государственного предприятия "Одесский морской торговый порт от 10.05.2007 г. № 289 с 31.07.2007 г. ОСП "СРЗ "Украина" реорганизовано в ОСП "Судоверфь "Украина".
В настоящее время, относительно небольшой по численности состав ОСП "Судоверфь "Украина" ГП "ОМТП" который сейчас насчитывает около ста сотрудников, успешно выполняет задания по ремонту как гражданского, так и военного флота.
Эксплуатируются два плавучих дока грузоподъёмностью 6000 и 15000 т, которые выполняют доковый ремонт судов, работают корпусный и доково-комплексный цеха, энергоучасток.
Функционируют конструкторское и технологическое бюро, центральная заводская лаборатория. Судоверфь ремонтирует сухогрузные суда, буксиры, вспомогательный флот, военные корабли.
Так, в частности, судоверфь в конце 2014 года успешно завершила ремонт флагмана ВМС Украины фрегата "Гетман Сагайдачный", а в августе 2017 года ОСП "Судоверфь "Украина" ГП "ОМТП" успешно завершила для "ДПСУ" доковый ремонт сторожевого корабля BG-63 "Павел Державин".
Судоверфь имеет всю необходимую производственную базу не только для ремонта, а и для строительства артиллерийских и ракетных катеров, десантных барж, малых подводных лодок, туристических и прогулочных катеров. Судостроение и судоремонт являются отраслями, которые создают наукоёмкую продукцию с высокой добавленной стоимостью, и их возрождение и дальнейшее развитие будут способствовать подъёму экономики и повышению обороноспособности Украины.