Номер 34 (1279), 11.09.2015

КАПЛЯ "ЭРОТИКОНА",
или
МЫ НЕ РАБЫ, НОЧИ - НЕМЫ

На причале яхт-клуба морского вокзала одесские киноманы насладились программой 6-го Международного фестиваля немого кино и современной музыки "Немые ночи". Фестиваль основан в 2010 году Благотворительным фондом имени Ивана и Юрия Лип, уникален по формату проведения: показы под открытым небом архивного немого кино в живом музыкальном сопровождении. На сей раз музыканты работали в жанрах рок, авангардный джаз, электронная и академическая новая музыка. А на экране промелькнули четыре киноленты и две интермедии, в рамках которых была показана уникальная программа ранней украинской анимации 1927-1930 годов.


- Наш фестиваль создавался в кризисном 2010 году в обстоятельствах, казавшихся невозможными, - напомнил перед началом программы президент Международного фестиваля немого кино и современной музыки "Немые ночи", директор Национального центра Александра Довженко Иван Козленко. - В этом году также пришлось столкнуться с трудностями, в связи с чем время проведения было перенесено с июня на август, а программа урезана до двух дней. Принятый с популистской подачи, небрежно сформулированный закон о декоммунизации ставит под угрозу всю нашу работу, ведь мы реставрируем украинские немые фильмы, положенные на полку еще в советскую эпоху, незаслуженно забытые, а теперь они рискуют вновь выпасть из культурного оборота. Хотим обратить внимание на произведения, к которым должны применяться не политические, а художественные критерии оценки.

Честно признаемся: на этот раз программа преимущественно представляла интерес для узкого круга киноведов и историков. Фильм "В огне рожденная" (БССР, 1929, режиссер Владимир Корш-Саблин) в сопровождении белорусской рок-группы Re1ikt, "Ветер с порогов" (Украина, 1929, режиссер Арнольд Кордюм) и "Социальный распад" (Греция, 1932, режиссер Татасопулос Стелиос), которым вторили инструментальный ансамбль Artokrats и джазовый пианист Юрий Кузнецов, что называется, на знатока и любителя. То ли дело навеянная сюжетом пушкинского "Станционного смотрителя" эротическая драма "Эротикон" (Чехословакия, 1929, режиссер Густав Махаты) в сопровождении чешской группы Forma! Тут интригующий сюжет, звезда Ита Рина в главной роли легкомысленной красотки Андреа, обманутые мужья, соблазнитель невинных девиц и приличных женщин, роковой флакон духов "Эротикон" (пару капель - и девушка теряет волю, отдаваясь незнакомцу)...


Рабочие окраины и буржуазные интерьеры, жемчужные ожерелья на дамах, но главное - "звучащие" эпизоды. Чешские музыканты изобретательно "воспроизводили" игру героев на фортепиано, ритмы танго во время сцены в ресторане, имитировали популярные тогда регтайм и чарльстон, а также не будем забывать, что вся интрига "зарифмована" повторяющимся стуком колес поезда - на поезде прибывает на станцию соблазнитель со своим "Эротиконом", отправляется Андреа в манящие дебри большого города, а в финале с честным мужем красотка отбывает в Париж. Вот это сюжет для немого кино, пропагандирующий красоту, чувственность и супружескую любовь!

Фотография Иты Рины вынесена на афишу "Немых ночей" в этом году, ведь каждый раз определенная звезда немого кино оказывается в фокусе внимания организаторов фестиваля. Просьба на будущее: меньше пропаганды, больше красивых и страстных мелодрам! Публика оценит.

Галина МАРЬИНА.

Фото Оксаны СОЛОПОВОЙ.