Номер 31 (1325), 19.08.2016
Любимый коллектив одесских театралов Театр "На Чайной" уже шесть лет находится в бывшем помещении чаеразвесочной фабрики на Карантинной, 21/1.
Зальчик на полсотни мест всегда полон, на спектакли записываются заранее, бронируют места, и каждую постановку стремятся увидеть не однажды. В отличие от стационарных театров города тут работают интерактивно. Так, "Странный спектакль, день второй (Все зависит от тебя)" рождался как продолжение "Странного спектакля, день первый (Не все зависит от тебя)" по маленьким пьесам известного американского драматурга Девида Айвза не без участия публики. Появление второго действия "чайники" ставили в зависимость от мнения зрителей. И только после того, как десяток "Странных спектаклей" прошел с успехом (а в этой театральной лаборатории принято выслушивать мнения зрителей после просмотра, за чаем или кофе), было решено продолжать работу над следующими тремя пьесами. А участвуют в постановках артисты, рассеянные по коллективам тех же стационарных театров, они добровольно, в свободное время встречаются здесь ради создания спектаклей "по любви", а не из прихоти начальства. Полтора года тут воспитывали своих студийцев, часть которых осталась работать в театре.
Директор театра и режиссер большинства его постановок Александр Онищенко в 1990-е овладел в Испании навыками строителя и своими руками проводил ремонт, оборудовал сценическую площадку и закулисье. По соседству находится Экспериментальный Центр современного искусства "Чайная фабрика" - зритель сперва попадает на выставку, потом заглядывает в шоу-рум и лишь затем входит в зрительный зал. Маленький арт-кластер обнаружил тенденцию к расширению, сейчас Онищенко вместе со своими студийцами ремонтирует более вместительный зал по соседству, в том же доме, в перспективе спектакли "чайников" будут идти параллельно на двух площадках (радуйтесь, театралы!). 29 июля новый зал открылся спектаклем "Маленький Донни, победивший мрак". Но все по порядку...
- Саша, последний год принес вам лично большие изменения в жизни...
- Да, я стал первокурсником Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС). Это мое первое высшее образование в свои 41 год и второе профессиональное, считая театральный лицей под руководством Анатолия Падуки. Меня пригласил учиться на свой курс режиссер Иосиф Райхельгауз, причем на тот момент он не видел ни одного моего спектакля, но сказал, что обо мне хорошо говорили люди, которым он доверяет...
Уже потом он пришел на спектакль "Маленький Донни, победивший мрак", после просмотра состоялся нормальный лабораторный разговор, что-то он принял, что-то - нет, но изначально Иосиф Леонидович поверил в меня, что очень приятно. Поскольку обучение для иностранцев платное, депутат Алексей Гончаренко и драматург Александр Мардань помогли внести плату за мой первый курс, за что я им очень благодарен. Летом 2015 года я сдавал в Москве экзамены...
- А сочинение по литературе пришлось писать? На какую тему?
- Достоевский, тема "маленького человека" выпала мне на устном экзамене по литературе, а сочинение строилось на возможности заказать пьесу со своим сюжетом известному драматургу. Я написал Шекспиру. Достоевский мне близок и по театральному лицею, и сейчас у нас идет моноспектакль "Сон смешного человека". Но главной книгой, которую я сейчас открываю для себя по-новому, конечно, является "Моя жизнь в искусстве" Станиславского. На установочной сессии в октябре нам читали общеобразовательные предметы, давали информацию по истории, музыке, вели с нами безумно интересные беседы. Работали в Театре современной пьесы с утра до позднего вечера, с нами занимались Райхельгауз, Багов, Филозов, стремясь дать нам, заочникам, как можно больше. В итоге за три недели было сделано нереально много, поставили огромное количество этюдов. Я обнаружил, что 80 процентов информации мне знакомы, какие-то вещи я где-то знал, где-то предполагал, просто они не были сформулированы, структурированы. Остальные 20 процентов для меня являлись открытием.
- Часто приходится слышать, что законы психологического театра сродни точным наукам...
- Я бы не сказал, что психологический театр - это точная наука (так как не знаю его досконально), но основы, закладывающиеся в студентов на первом курсе, - очень конкретные вещи, и педагоги следят, чтобы ты понял их всем своим нутром. Законы психологического театра должны быть вбиты в актера, а тот, в свою очередь, должен воспитать в себе строгое соблюдение этих законов. Я делал в Москве режиссерскую экспликацию "Талантов и поклонников" по Островскому, мы разбирали "Декамерон", "Толкование сновидений" по Фрейду...
- Есть ощущение творческого взлета?
- Все-таки в театральном лицее я получил больше актерскую базу, а пять лет режиссерской практики помогли понять закон психологического театра: абсолютность безусловности в условном. Этот принцип был соблюден в постановке "Святая семейка" с участием наших молодых студийцев: кругом таблички, условная среда, но действия самые настоящие. В институте я понимаю, откуда у многих профессиональных вещей, скажем так, "растут ноги". Я, например, не знал, что энергию на сцене следует брать только от партнера, неразумно "накачивать" себя перед выходом, это дурная энергия... Уроки психологического театра следует затвердить, простого знания недостаточно. Массу наработок сделал, массу важных связей приобрел. Да я и так все время работаю по-другому, вы знаете.
С Олегом Симоненко, который репетирует у нас "Чеховские мотивы" по Брайану Фрилу, разговаривал - вот в дореволюционной прессе это называлось "ставить вешки", сейчас расставляю больше вешек, и мои спектакли уже изменились. Второй зал скоро открываем, там сейчас сами делаем ремонт, он на 100 мест, спектакли будут идти параллельно на двух площадках. Ввожу новых актеров - с Олегом Симоненко поставили спектакль, еще мечтаю Сергея Деньгу привлечь...
- Тесное профессиональное общение с россиянами наверняка располагало и к обсуждению насущных политических проблем...
- Обмен мнениями, действительно, был, но очень коротко проходил: и у них пропаганда искажает реальность, и у нас, многое из того, что сообщается в средствах массовой информации, попросту является неправдой. Так что тратить драгоценное время на обсуждение очередного фейка смысла не было. Райхельгауз специально выстраивал учебный процесс так, чтобы мы успели еще и посмотреть десяток спектаклей в ведущих театрах, побывать на встречах с Анатолием Васильевым, с Гафтом. Москва - огромная, там есть все, что угодно в плане театра. Есть распиаренные постановки, которые оставили меня равнодушным, по моему разумению, они слабоваты. Несколько спектаклей меня буквально поразили, это нерядовые работы. Спектакли Мастерской Петра Фоменко, например, уже давно идущее "Семейное счастие" в Школе драматического искусства, "Русский блюз" Дмитрия Крымова и его же спектакль-дефиле "Тарарабумбия" на подиуме по Чехову, когда шествуют и множатся чеховские персонажи, из вагона для устриц вынимают пятиметровую гусеницу-труп Чехова, каждый образ становится емким, зримым, парадоксальным, узнаваемым, происходит быстрая смена, смотришь и восхищаешься! Пошел в театр Вахтангова, посмотрел нашумевшую постановку "Евгения Онегина" и понял, что в большом зале можно добиваться такого же эффекта, как и в маленьком, вроде нашего, когда всю публику накрывает актерской энергетикой. Спектакль мощный, сильный, живой, и это ощущает весь тысячный зал.
- Можете ли вы назвать Одессу полноценным "театральным городом"?
- Я думаю, что Одесса будет театральным городом.
- Как вы думаете, "за чем" приходят люди по нескольку раз на тот или иной ваш спектакль?
- Одни ищут повторения сильных эмоций, которые они почувствовали при первом просмотре, другие верят в то, что мы можем удивить их каждый раз, третьим просто хорошо быть вместе с нами.
- Кто из современных режиссеров наиболее близок вам как автор и архитектор "своего театра"?
- Руководитель Театра "У Моста" Сергей Федотов и руководитель "Нового Арт-Театра" Дмитрий Калинин. Очень благодарен Иосифу Райхельгаузу за трехдневный мастер-класс для актеров и режиссеров, который он провел у нас, "На Чайной". Впечатления у всех участников незабываемые. Все это даст плоды в ближайшем будущем.
Мария ГУДЫМА.
На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
- Александр Онищенко;
- Влад Костыка и Валерия Задумкина
("Маленький Донни, победивший мрак");
- Елена Юзвак и Олег Симоненко
("Чеховские мотивы").