Номер 25 (1270), 10.07.2015
Для выпускников школ, колледжей и техникумов начало лета - самая напряженная пора. Ибо окончание одного жизненного этапа совпадает с началом другого. Рубеж - внешнее независимое оценивание (ВНО).
Выпускница школы № 10 Вероника Гадяцкая поделилась своими впечатлениями от сдачи ВНО по истории.
Перед тем...
Внешнее независимое оценивание - это что-то вроде билетика в будущее, который могут получить все, а вот поедешь ты в первом или втором классе, зависит только от тебя, точнее, от твоих знаний. Именно такая ассоциация пришла мне в голову, когда я сама столкнулась с ВНО. Кстати, она была не одна. Еше я почему-то вспомнила о шахматах. Одна партия, одни условия, одна возможность сказать: "Шах и мат - я на "бюджете".
Я приняла вызов, брошенный мне Министерством образования, не без интереса. Задача была ясна: чтобы доказать свое право на получение бесплатного высшего образования, я обязана продемонстрировать свой потенциал и знания, которые получила за 11 школьных лет.
Как типичный абитуриент, я вроде должна была гневить и осуждать систему, предложенную МОН, но я совсем не против неё по двум причинам.
Во-первых, тестирование уравнивает права всех, а я очень ценю справедливость и честность, особенно на государственном уровне.
Во-вторых, я склонна считать, что ВНО способствуют развитию нашего общества в европейской плоскости.
Вроде и определилась, что ВНО - концепция хорошая, но почему же всё равно так страшно от одной мысли о нем? Лично я нахожу причину этого в восприятии. Я осознаю всю важность каких-то трёх тестов, которые могут предрешить мою судьбу, и это ввергает меня в панику. И вроде все равны, все в одинаковых условиях, но мой страх меньше не становится. Но выхода нет, надо брать себя в руки и учить.
Как это было со мной? Я была в диком ужасе от того, что мне предстоит сдача ВНО, еще осенью. Несколько месяцев я боялась, расстраивалась, жаловалась, но потом решила, что пора решать проблему, а не сетовать на её наличие. И начала усиленно готовиться, не думая о важности предстоящих экзаменов. Результат моих усилий стал очевиден уже в мае: 186 баллов из 200 по украинскому языку и литературе. Затем был экзамен по французскому языку, где в тестовой части я допустила всего две ошибки. Я до сих пор удивлена такому неожиданному результату! Поделюсь своим "рецептом": ноль граммов мыслей о значимости ВНО + 1 кг подготовки + 200 граммов спокойствия + 10 мл валерьянки (последнее по необходимости, но у меня лично не возникло таковой).
Вот так я подошла к третьему и последнему тестированию - по истории Украины.
Во время...
Вечер перед экзаменом я традиционно провела в медитациях и чтении книг. Затем собрала весь пакет необходимых документов, чтобы не делать этого утром второпях. Выпив чашку травяного чая, пошла спать. Кстати, я считаю, что каждому абитуриенту надо проделать подобные процедуры (чай, йога, массаж и т. д.), потому что ВНО - это еще и тест на состояние нервной системы. Утром разбудил меня не будильник и не лучи солнца, а мандраж. Огонек волнения был зажжен. У меня такой появляется, когда я очень волнуюсь, но, увы, не могу побороть свое смятение. Успокоив себя, я решила, что пора завтракать. По дороге на экзамен я, конечно же, не забыла купить себе плитку молочного шоколада. Честно говоря, это тоже стало моей традицией. Покупаю, ем и оправдываюсь, что, мол, глюкоза питает мозг, но я-то знаю, что мне просто хочется шоколада, а тут такой повод...
Съев несколько кубиков сладкого, я уже стою возле гимназии номер 2, где собралась сотня таких же, как и я: страх в глазах, пакет документов и две ручки. Когда охранник объявил начало, вся толпа абитуриентов, идущих на схватку с историей, зашла в здание. Я сажусь за парту, где инструктор нашей аудитории уже успел заботливо приклеить наклейку с моими данными. В этот момент я осознаю, что либо я историю, либо она меня. Еще я понимаю, что маловато готовилась. Отбрасываю все эти негативные мысли, пока они еще не услышаны Вселенной. Стараюсь думать, что всё пройдет нормально, опираясь на блестящие результаты предыдущих экзаменов. Но мне не дают покоя глаза остальных ребят: в них страх, неуверенность, надежда на успех и светлое будущее. Речь старшего инструктора заставляет меня вынырнуть из круговорота своих мыслей. Время пошло, тест передо мной, битва началась. Судорожно листая тетрадь с заданиями, я впадаю в типичное для начала экзамена состояние: мне кажется, что не знаю ответа ни на один вопрос. Потом беру себя в руки, и мир истории Украины затягивает меня в свой омут с головой. Не успев осознать, что происходило в течение последних двух часов, я сдаю бланк с ответами. Вроде это было не очень трудно. Чертовски довольная собой, гордая и независимая, я выхожу на белый свет. Солнце светит, на улицах течет обычная жизнь, а я чувствую себя донельзя свободной. Причем не как птица, а как муравей - мне всегда казалось, что они особо независимы. К тому же мне предстоит много работы, хлопот, трудностей, как муравью каждый день. Однако сейчас я свободна. И я ловлю момент. Счастье.
После того...
На следующий день узнала правильные ответы. Откровенно говоря, мне показалось, что тестовая работа 2015 года - это недоразумение. Ибо экзаменационные вопросы тестировали не столько знания хронологии, сколько умение определять авторство цитат и картин.
Были и забавные задания, но они тестировали большей частью логику абитуриента. К примеру, вопрос номер 41. Изображена карикатура, а вопрос звучит так: "На какой особенности становления предпринимательства в независимой Украине акцентирует внимание карикатура?" Я ответила верно, что карикатура подчеркивает бюрократические ограничения ведения бизнеса. Также были задания с изображениями агитационных плакатов, созданных в Советском Союзе; их надо было расположить по порядку создания. Несколько вопросов всё же касались хронологии, но они были единичны.
По моим подсчетам, я дала 46 % правильных ответов. По сравнению с двумя предыдущими ВНО это, конечно, не очень хороший результат, но он значительно превышает пороговый балл.
Вероника ГАДЯЦКАЯ.