Номер 24 (1556), 19.08.2021

С УТЁСОВЫМ ПО ЖИЗНИ

Трое авторов — председатель Союза писателей Северной Америки Геннадий Норд и члены этого Союза Эдуард Амчиславский и Александр Галяс — выпустили нестандартную книгу.

Нешаблонно уже название: "Леонид Утёсов и "Бульварные новости". Оно удивляет и даже слегка ошеломляет. Утёсов — многоуважаемый классик, суперзвезда, герой сотен статей и десятков книг, научных исследований — и "бульвар"?!


Объяснение простое: в этой книге помещены статьи указанных выше авторов, которые опубликованы в выходящей в США русскоязычной газете "Бульварные новости"", и которые в той или иной мере касаются легендарного мастера эстрады и одного из самых знаменитых одесситов.

Большинство героев книги — личности, как говорится, не нуждающиеся в представлении. Композитор Оскар Фельцман, писатели Михаил Жванецкий и Аркадий Львов, режиссер Матвей Ошеровский, артисты Роман Карцев и Виктор Ильченко... Уже один этот перечень славных имен привлекает внимание. Все они — очень разные, но данная книга сконцентрирована на том общем, что их объединяет. А объединяет то, что в судьбе каждого из них Утёсов сыграл важную роль. Можно даже, перефразируя название одной из книг самого Леонида Осиповича, сказать, что шли они с Утёсовым по жизни.

Композитор Оскар Фельцман познакомился с Мэтром во время войны, в эвакуации. Утёсов исполнил самую первую песню, которую сочинил будущий создатель "Ландышей" и "Огромного неба". И первую широкую популярность композитору принес также Утёсов, который записал песню "Теплоход". Фельцман сочинил и одну из самых последних песен, которые исполнил его великий земляк — "О старости" — с характерным припевом:

 

Люди говорят: пора вещички складывать,

Теплое белье и посуду...

Старость — не забор, и за нее заглядывать

Я и не хочу, и не буду.

 

Матвей Ошеровский в пору своего руководства Одесским театром музкомедии, неоднократно привозил свой коллектив на гастроли в Москву. И самым преданным зрителем, самым главным "болельщиком" был, конечно же, неформальный глава еще более неформального "Одеколона" ("одесской колонии", как в шутку называли урожденных одесситов, пустивших прочные корни в советской столице). Утёсов неизменно открывал приветственным словом гастроли театра, приходил за кулисы, с радостью делился своими впечатлениями от спектаклей...

О том влиянии, которое Утёсов оказал на Жванецкого, а через него — на Карцева и Ильченко — и говорить нечего.

Среди многих эпизодов этой многолетней и прочной дружбы особое место занимает "Анти-юбилей" Утёсова — уникальное представление, сыгранное в марте 1981 года в Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ). Именно здесь Жванецкий впервые прочел свой знаменитый монолог в честь Утёсова, который тут же разошелся на цитаты. Это событие описано в книге подробно, с множеством интереснейших деталей и ярких цитат.

Из всех героев книги наибольший стаж — почти 70 лет! — дружеских отношений с Утёсовым у Владимира Коралли. В 1915 году, девятилетним мальчишкой, он дебютировал на эстраде. "Малолетний куплетист", как представляли мальчика рекламные афиши, выступал на тех же концертных площадках, что и его старший коллега, а нередко они встречались в одних программах. Творческая и житейская судьба Коралли теснейшим образом связана с великой певицей Клавдией Ивановной Шульженко, в становлении и развитии таланта которой он сыграл большую роль и как супруг, и как, исходя из нынешних понятий, продюсер. Владимир Филиппович в 1980-х неоднократно бывал в родном городе, выступал перед земляками и даже успел познакомиться с экспонатами будущего музея — квартиры Л. О. Утесова.

Самая молодая (из героев книги) творческая наследница Утёсова — многогранно одаренная Леся Верба. Ее авторству принадлежит не имеющее аналогов издание: "История НеОдесских песен", где Леся проявила себя не только как талантливая художница с особым видением, но и как исследовательница песенного жанра. Естественно, что Утёсов занимает особое место как в историях песен, так и в иллюстрациях-коллажах Леси Вербы. Можно только удивляться, как художница всякий раз по-особому создает образ артиста, исходя из той песни, о которой идет речь.

Есть в этой книге и трогательные страницы, где идет речь о недавно ушедших из жизни замечательных людях.

Владимир Лебедев, "золотой тромбон" оркестра, которым руководил Леонид Осипович.

Андрей Халтурин, автор замечательных картин с изображением Утёсова, одна из которых изображена на обложке данной книги.

Сергей Ставицкий — коллекционер, создавший в своем рабочем кабинете прекрасный музей старой эстрады...

Все трое посмертно удостоены литературно-музыкальной премии "Старая пластинка" имени Л. О. Утёсова.

На одном дыхании читается большое интервью с поэтессой Ниной Красновой. Подруга солиста утёсовского оркестра Анатолия Шамардина, она сама яркая творческая личность, автор многих известных стихотворений. Нина создала трилогию в память о своем друге и соратнике, где немало страниц посвящено Утёсову.

Еще много интересного приготовили Эдуард Амчиславский, Александр Галяс и Геннадий Норд будущим читателям.

Тут и связь Утёсова с героями космоса, и своеобразно поданная история советской песенной эстрады, и даже почти детективное расследование о наследниках великого Мастера.

Завершают книгу необыкновенно насыщенные фактами беседы Г. Норда с Борисом и Эдуардом Амчиславскими, в которых рельефно обрисовывается поучительная история создания в Одессе Музея-квартиры Л. О. Утёсова. Полная драматических поворотов, эта история вполне могла бы лечь в основу захватывающего психологического триллера, когда два человека на чистом энтузиазме и горячей любви к своему великому земляку начали борьбу, и близко не представляя, сколько препятствий придется преодолеть им в процессе. Более 30 лет шла эта практически ежедневная работа, нередко возникало ощущение тупика, но, преодолевая сомнения, отец и сын Амчиславские продолжали свои труды. О них тоже с полным правом можно сказать: с Утёсовым идут по жизни!

Сборник "Леонид Утёсов и "Бульварные новости"", редактором которого выступил Борис Амчиславский, органично дополняет уникальную серию "утёсовских" книг, созданных Амчиславскими. Он богато иллюстрирован редкими фотографиями. Так есть что читать и есть на что смотреть!