Номер 23 (1268), 26.06.2015
Ежегодная международная выставка "Интер-Транспорт" в 14-й раз собрала портовиков, экспедиторов, производственников разных стран, став площадкой для новых проектов, соглашений, обсуждений на форумах, конференциях, семинарах, смотре новаций и решения проблем транспортной сферы. В ней приняли участие 80 компаний из 13 стран мира. Координацию мероприятий осуществляли Министерство инфраструктуры Украины, Министерство иностранных дел Украины и Одесская областная государственная администрация.
На открытие приехали руководитель транспортной группы поддержки Украины Европейской Комиссией Филипп Бургель-Верне, генеральный секретарь TRACEKA Мирча Чиопрага, они заверили, что Евросоюз заинтересован и способствует развитию транспортной системы Украины.
Одним из ключевых событий выставки стала XIV международная конференция "Транспортная сеть Черноморского региона: комплекс коммуникаций между Европой, Азией и другими континентами". В докладе Франца Гетца, президента STEPPinternational-Strategic Education, прозвучала надежда на то, что воссоздание Евразийского шелкового пути из Китая в Европу с участием развития черноморского региона Украины продолжится в полной мере. Для этого необходимы усилия страны по соблюдению законодательства Европейского Союза и выполнение обязательств, взятых Украиной в рамках соглашения с ЕС о развитии зоны всеобъемлющей торговли. Евросоюз видит развитие украинских портов в модернизации инфраструктуры, создании "прозрачности" прохождении таможенного контроля.
В свою очередь исполнительный директор BASPA Георгий Токман отметил, чтобы грузопотоки шли через украинские порты, необходимо решить вопрос упрощения прохождения груза через границу.
- В порту Батуми для получения по импорту автомобиля на всю процедуру, выгрузку, оформление документов тратится всего 20 минут. У нас же в Ильичевске это занимает сутки. Необходимые меры предпринимаются, но ожидаемого результата пока нет, - подчеркнул специалист.
Советник президента ЗАО "Пласке" Василий Зубков подчеркнул эффективность "Единого окна" Системы Единого Информационного Сообщества, действующей сегодня в портах Одессы и Ильичевска, которую все же приходится корректировать.
- Раньше нужно было ходить по паутине между службами, которые отказывали в оформлении документов, пока не получали вознаграждение, - объяснил докладчик. - И трудно было проследить, кто отказал. Мы подключили все службы к электронной системе, сайту, где контролируется каждая подпись. Декларации подаются в электронном виде. Компьютер выбирает очередь. Вроде бы мы исключили человеческий фактор. Но оказалось, что 80 % контейнеров обрабатываются вне очереди, согласно статьям, которые позволяют первыми принимать скоропортящиеся продукты и гуманитарный груз. Мы лишили права инспекторов изменять очередь. А также заставили таможенников и брокеров делать ссылки на документы, по которым они вынесли решение. И внеочередность упала до 6 %. Сегодня в Одессе уже обработаны в этой системе 300 тысяч контейнеров. А в Ильичевске - 40 тысяч.
Об упрощении контрольных и логистических процедур говорили на круглом столе "Стратегия развития контейнерных перевозок в Украине-2015". Заместитель начальника Администрации морских портов Украины (АМПУ) Вячеслав Вороной представил проект, который предлагает осуществлять контроль судна только на основании системы анализа рисков. Граница для судна должна открываться в первом порту Украины и закрываться в последнем. Инспекторы имеют право на экологический контроль только в случае нарушения экологического законодательства. Безосновательный досмотр будет пресекаться ответственностью должностных лиц. Такие меры помогут снизить уровень коррупции в портах, создав приемлемые условия для привлечения судовладельцев с грузами. Также было отмечено, что положительный опыт порта "Южный" в применении "свободной практики" оформления судов может быть распространен и на другие порты Украины.
В рамках международной транспортной недели состоялся XIII День международного экспедитора, на котором обсуждались возможности и вызовы для мультимодальных и интермодальных перевозок. Специалисты отметили эффективность применения электронных систем, благодаря чему значительно упрощена система подачи документов и сохранения груза. Этому же вопросу был посвящен V Международный семинар ЕЭК ООН "Упрощение процедур торговли: от локального решения к национальной стратегии".
При обсуждении развития интермодальных перевозок в Украине была отмечена важная роль паромных переправ, которые работают частным образом. По словам Василия Зубкова, сегодня необходимо привести к единому документу правила организации грузов на паромных переправах, чтобы добиться конкурентоспособности и качества обслуживания. Успешно развивается контейнерный поезд "Викинг", который соединяет транспортные системы Балтийского и Черного морей и все время расширяется. В этом году к проекту пожелали присоединиться две турецкие экспедиторские компании.
Серьезное внимание сегодня уделяется речным транспортным артериям.
- Общий объем перевозок на Дунае составляет 34 млн тонн в год, - сообщил заместитель генерального директора Дунайской комиссии Петр Суворов. - В то же время на Рейне перерабатываются 330 млн тонн. Потенциал у Дуная огромный. Но нужно модернизировать порты, создать надлежащие фарватерные условия и системы коммуникации. Люксембургская декларация о реабилитации Дуная, принятая в декабре 2014 года, предусматривает общеинтегрированный план реновации Дунайского судоходного пути. И сейчас это основа и надежда всех речных судоходных компаний. По примеру развития пассажирского флота на Верхнем Дунае то же самое можно сделать и в Украине. Для пассажирского бизнеса создана уникальная инфраструктура в городах - туристических кластерах. И сегодня объемы фрахта достигают половины прибыли грузового флота. Создание эффективного судоходного пути по Дунаю - одна из задач Брюсселя. Поэтому сегодня Дунай рассматривается в системе нового комплексного региона Дунай - Рейн, что позволит перераспределить грузы и выделить необходимые инвестиции.
Для выполнения плана реновации Дуная специалистами государственного предприятия "Укрморкартография", которое в этом году отметило 15-летие, уже подготовлены карты реки и атласы.
- Для нас эта выставка очень плодотворная, - сказал начальник предприятия Александр Борис, - мы провели переговоры с ВМС Украины на разработку карт Черного и Средиземного морей, заключили договор с государственным предприятием "Дельта-лоцман" на поставку морских навигационных карт. Также есть заказы на электронные карты. В этом году мы сделали разработки по Южному Бугу, участка от Николаева до Вознесенска, где частные предприятия строят зерновые комплексы, к которым будут подходить на погрузку суда.
Еще одним важным событием выставки "Интер-транспорт-2015" стала VI Специализированная выставка транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка "Агро-ЛОГИСТИКА", в рамках которой прошли семинар "Безопасный и эффективный элеватор", были представлены новейшие технологии по обработке зерна. Экспорт зерна в Украине ежегодно растет, являясь ведущим направлением. Украшением выставки стала модель "живого элеватора" и зерносушилки харьковского производителя оборудования "Вариант Агрострой", собранные буквально по винтикам в выставочном зале. Отечественная компания поставляет комплексы по хранению и обработке зерна, не уступая в качестве западным фирмам и предлагая приемлемые цены.
Опытом проектирования портовых зерновых терминалов поделился заместитель директора по производству ГП "Зерновая столица" Дмитрий Джулинский, предложив оборудование, которое позволяет повысить качество хранения зерна в два раза и уменьшить выбросы зерновой пыли. По словам специалиста, зерновой терминал выбрасывает в воздух около 240 тонн пыли в год, которая к тому же взрывоопасна. Ежегодно в мире происходит более 50 полевых взрывов. Предложением компании заинтересовалась испанская фирма, которая занимается фумигацией зерна.
- Мы приехали в Одессу на транспортную выставку впервые, - сообщила директор РБ "Интерпрайс Украина" Юлия Скулимовская. - И уже получили много информации о новых технологиях и хотим наладить международное сотрудничество.
Выставка "Интер-транспорт-2015" также явилась смотром новых технологий. Компания "Унипром" предложила уникальный высокопрочный экологический материал для строительства морских сооружений, мостов, волноломов, берегоукрепления в портах.
Новую погрузочную технику - телескопические погрузчики "Маниту" немецкой компании "Sennebogen" представила ООО "МХМ Украина". Компания "Trans-service group" предложила усовершенствованные тягачи, которые приспособлены к украинским дорогам, мощнее и выносливее в наших условиях. На выставке была представлена линейка погрузочно-разгрузочных машин, перегружателей, контейнероопрокидывателей, промышленного оборудования.
70 лет своей деятельности в Украине отметила компания "Южмормонтаж", снабжающая транспортные предприятия комплектующими для крановой и перегрузочной техники. Помимо Украины, ее специалисты известны в странах Европы и Азии.
Красной чертой через все мероприятия транспортной недели в Одессе прошла тема подготовки молодых специалистов. На круглом столе "Формула будущего специалиста: бизнес плюс образование в морской отрасли" было отмечено, что в вузах необходимо соединять теорию и практику, чтобы выпускники быстрее адаптировались к работе. На международное сотрудничество в вопросе образования нацелен проект "Vasco da Gama" для черноморского региона, по которому прошло заседание Конференции приморских регионов Европы.
В рамках выставки "Интер-транспорт-2015" также состоялись выездные заседания комитетов Ассоциации портов Украины "УкрПорт", круглые столы и технические семинары, где были обсуждены вопросы замены техники, ремонта и модернизации.
В заключение транспортной недели участники, которые провели успешные переговоры и заключили выгодные соглашения с партнерами, предложили в следующий раз организовать "Диалог доверия в действии" на месяц, чтобы было больше времени для встреч и обсуждений транспортных вопросов.
Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.