Номер 22 (818), 09.06.2006
(Продолжение. Начало в №№ 18, 19)
Итак, после первой бомбежки Одессы 22 июля отец, отправив в эвакуацию маминых родителей и сестру с детьми, забрал нас на киностудию, где он руководил вывозом студийного имущества и сотрудников в тыл.
Жили мы в том домике, где сейчас находится Союз кинематографистов. Уютный маленький дворик при бывшем особняке графини Сан-Донато преобразился. Хотя так же шумели сосны, роняя на землю шишки, но двор был заставлен ящиками со студийным имуществом, да и весь огромный (как мне тогда, впрочем не без основания, казалось) студийный парк тоже изменился он был изрезан длинными узкими траншеями-окопчиками, так называемыми щелями, в которые нужно было прятаться при налете немцев. Было и бомбоубежище, небольшое, в него в первую очередь должны были спускаться женщины с детьми (их было немало, сотрудники почти все жили на студии с семьями).
Вспоминается один трагикомический случай. Начался очередной налет немецких бомбардировщиков. Отец напрасно был уверен, что районы курортной зоны, а Французский бульвар тогда считался относительно отдаленным от центра, бомбить будут меньше. В отличие от отца немцы хорошо знали, что недалеко от киностудии располагался штаб (не скажу, какого-то из подразделений или главный штаб обороны Одессы), так что при бомбежке студия находилась далеко не в безопасном месте. Так вот, начался налет, почти сразу где-то неподалеку раздался грохот взрыва. Один достаточно известный сценарист (назовем его N.), впав в панику, бросился к бомбоубежищу и, отталкивая женщин с детьми, попытался первым вбежать в подвал. В дверях образовалась пробка. Паникера пытались вытащить наружу, но он намертво вцепился в дверной косяк и впал буквально в ступор. Отец, увидев, что ситуация начинает выходить из-под контроля, сделал то, что делают с настоящей пробкой, когда не могут ее извлечь из бутылки. Он подскочил к обезумевшему от страха N. и дал ему такой пинок ногой пониже спины, что тот влетел в подвал, а за ним в бомбоубежище начали входить женщины. Уже после войны папа встретил на "Мосфильме" N. Тот шел, прихрамывая. После первых приветствий папа спросил: "Что ты хромаешь, что с ногой?" N. вздохнул: "Ишиас мучает. В 41-м я получил от кого-то удар в поясницу, вот с тех пор мучаюсь ишиасами"... Папа промолчал.
Недаром говорят, что люди на фронте меньше паникуют при обстреле, чем необстрелянные тыловики. Да и то сказать шел лишь второй месяц войны, она только начиналась. Папа потом, вспоминая этот период, рассказывал, что были среди студийцев двое, которые от страха практически не выходили из щели. Взяв туда какие-то сухари, сидели в укрытии безвылазно. И хотя в те годы мужчин если и различали по цветам, то только белых и черных (в смысле негров), либо белых и красных (в основном в кинофильмах), а "голубой" в терминологии вообще отсутствовал, но об этой парочке сложилось особое мнение...
Пример мужества подал Юрий Карлович Олеша. Мне сегодня трудно отделить то, что я видела собственными глазами, а что знала со слов окружающих. Но Юрия Карловича я запомнила хорошо. Перед войной он жил в Одессе на чьей-то даче и писал сценарий об изобретателе электролампы Павле Яблочкове ("Свеча Яблочкова"). Творческий поиск эффектного начала будущего фильма затягивался. Олеша по-черному пил и рвал один вариант за другим. В конце концов потерявшее терпение руководство студии заявило, что аннулирует договор с писателем. Действительно ли договор был аннулирован или это была угроза, чтобы заставить Юрия Карловича бросить пить и выдать хоть какой-то вариант сценария, сейчас сказать невозможно, началась война и не до сценариев было в тот момент. Но Олеша, решив, что он уже не может рассчитывать на помощь студии в эвакуации, очень испугался. Он ходил непрерывно за моим отцом и канючил: "Так вы не оставляйте меня здесь, я хочу выехать вместе со студией". Никакие уверения, что никто не собирается его бросать в Одессе на произвол судьбы, не действовали. На отца и так свалилось много забот, а тут еще Олеша путался под ногами. И тогда папа придумал, как успокоить писателя. Он подвел Олешу к большому ящику с яуфами (контейнеры для кинопленки) и шепотом сказал:
"Здесь находится казна студии. Я вам поручаю ее охрану. Через пару часов я найду вам подмену. Сидите, никуда не отходите..." И Олеша уселся охранять ящик. Он сидел на ящике почти весь день (отец, замотавшись, забыл о своем обещании прислать подмену). К вечеру началась довольно сильная бомбежка. Все попрятались кто в щели, кто в бомбоубежище... И только Юрий Карлович сидел, втянув голову в плечи, но не оставил своего поста возле "студийной кассы".
И еще одна история запомнилась мне. Она случилась в тихую ночь, когда почему-то не было налета. Я проснулась, потому что за отцом пришли какие-то военные. Пришли и куда-то увели отца. Мама ужасно испугалась (тогда я не поняла почему). Помню, что кто-то из живших в том же домике женщин говорил маме: "Маруся, не волнуйтесь, это же просто военные, это не оттуда". (Откуда-оттуда?) "Но они говорят, что с территории студии какой-то шпион посылает сигналы в сторону моря..." Шпионы на студии?! Тут я окончательно проснулась. Я помнила, как недавно из парикмахерской уводили шпиона с одной намыленной щекой, как он дрожащей рукой пытался обтереть пену с лица, и разговор, что его, наверное, расстреляют.
Отец вернулся через час-полтора, ужасно уставший и весь измазанный глиной. Он с военными облазил все обрывы, на которые выходил парк студии, но никого не нашли. Вместе с тем, как сообщали с патрулировавшего в море катера, световые сигналы с обрыва не прекращались. В конце концов оказалось, что с катера видели проблески отраженного в валявшемся на склоне обрыва разбитом юпитере лунного света. А так как по небу бежали быстрые облачка, то создавался эффект мигания, вроде кто-то светом передавал морзянку.
Сейчас я уже не могу сказать, почему, отправив все студийное имущество, технический персонал и часть творческих работников в тыл (Одесская киностудия была эвакуирована в Ташкент), отец и несколько семей (тоже преимущественно из творческого состава студии) решили покидать Одессу морем. Насколько я понимаю, в планы отца входило отвезти меня с мамой, своих родителей и семью младшего брата (Бориса Колтунова) в Тбилиси, где у бабушки была родня (семья брата), а самому с киногруппой от Тбилисской киностудии уйти на фронт снимать военную хронику.
Из последних дней в Одессе помню только, как мы с мамой бежали под бомбежкой в порт по Польскому спуску. Как неделю или две лежали под навесами в порту в ожидании судна. Как началась сумасшедшая посадка на т/х "Ленин". Как кричала женщина, которой сломали при атаке трапа руку, как кто-то упал в воду... А может быть, это не то, что я помню, а то, что при мне не раз рассказывалось...
Папа, возле которого жались родные и коллеги, дал отбой: "Будем ждать другое судно". И тем спас нам всем жизнь*.
Спас второй раз. Первый это когда он не отпустил нас с мамой эвакуироваться с соседями Райгородскими на подводах, обстрелянных в степи под Армавиром.
Мы отплыли из Одессы на небольшом грузовом судне "Ленинград", шедшем в Новороссийск.
(Продолжение следует.)
Елена КОЛТУНОВА.
Коллаж А.КОСТРОМЕНКО.
*Т/х "Ленин" погиб, едва отойдя от
Одессы.