Номер 18 (1213), 16.05.2014
Большая часть рекордного урожая зерна прошлого года уже почти экспортирована через морские порты Украины и по железной дороге. В связи с крымскими событиями сегодня на повестке дня вопрос о переброске зерновой перевалки из портов Крыма на предприятия Большой Одессы. О том, насколько готовы одесские порты обеспечить морскими воротами стратегический груз, говорилось на пресс-конференция ИА "АПК-Информ" "Логистика зерновых грузов: условия для экспорта в новых реалиях Украины".
Пресс-конференция состоялась на территории Одесского морского порта, который и на этот раз предоставил свою площадку экспертам по зерновым вопросам. Родион Рыбчинский, руководитель службы бизнес-проектов ИА "АПК-Информ", озвучил итоги экспорта зерна из Украины за 9 месяцев 2013-14 годов:
- На 10 апреля 2014 года, согласно оперативным данным, экспортировано 32,4 миллиона тонн зерновых грузов, что на 35 % больше по сравнению с прошлым годом. 86 % экспорта зерна идет через морские терминалы. Остальное перевозят железная дорога и автотранспорт.
По мнению Владимира Клименко, президента Украинской зерновой ассоциации, возможно, в этом году Украина станет второй после США по экспорту зерна. Это результат большой работы всего аграрного сектора страны, где создана одна из лучших систем экспорта, построен целый ряд терминалов и производств. Теперь основная задача аграрного сектора, подчеркнул специалист, добиться более высокой урожайности. Самая высокая урожайность по кукурузе и сое в США, по пшенице и ячменю - во Франции. Если мы возьмем на вооружение все лучшее, что у них есть, то можно собрать не 60 млн тонн, как в прошлом году, а 120. У нашей страны колоссальный потенциал. Но нам также надо строить элеваторы, железнодорожные вагоны, нужен колоссальный объем инвестиций в аграрный сектор, который сегодня является локомотивом нашей экономики. И дает самые большие поступления в госбюджет.
Украина экспортирует зерно в страны ЕЭС, что составляет 34 %. На втором месте - Северная Африка и Ближний Восток - 26 %. 16 % украинского зерна принимает Юго-Восточная Азия. На сегодня Украиной экспортировано через морские порты 28 млн тонн зерна. Программой заложено 36 млн. Оставшиеся тонны планируется перевезти в течение двух месяцев. Естественно, те грузы, которые перерабатывали крымские порты (это всего 5 % экспорта страны), сегодня пойдут в одесский регион. Руслан Сахаутдинов, заместитель начальника администрации Одесского порта по операционной деятельности, уверил, что Одесса готова принять дополнительные зерновые грузы. Для этого имеются все возможности.
- Технологически порт имеет возможность обрабатывать более 1 млн тонн в месяц. В то же время, понимая глобальные процессы увеличения потребления пищевых грузов, мы продолжаем развивать наши мощности. На Андросовском молу совместно со стивидорной компанией "Бруклин-Киев" идет строительство причала и зернового терминала мощностью 4 млн тонн. Проект реализован на 50 %, первая очередь запущена. Три судна уже обработаны через причалы № № 6, 47. На причале № 4 портовый зерновой терминал уже укомплектован на 90 %. Завершается строительство станции разгрузки автомобилей и установки еще одной дополнительной судопогрузочной машины. Закончено возведение терминала на причале № 23 мощностью полмиллиона тонн. В ближайшее время мы сможем увеличить пропускную способность порта до 10-12 млн тонн. Надеюсь, это позволит освоить дополнительные грузы, - заключил Руслан Сахаутдинов.
Благодаря наращиванию мощностей в Одесском, Ильичевском портах, порту Южный Украина может значительно увеличить свой потенциал.
- Согласно планам развития на 25 лет Ильичевский порт может увеличить мощности до 12 млн тонн, Южный до 21 млн тонн, - доложил Виталий Романченко, начальник отдела международных отношений, евроинтеграции и логистики ГП. - На сегодняшний момент идут переговоры. Однако ввиду сегодняшних событий не все инвесторы подтвердили свое участие. В то же время ряд проектов продолжает реализовываться. В Ильичевске ведется строительство причала длиной 96 метров, благодаря чему будет обеспечена перевалка 6 млн тонн. В Южном только пока хлебная гавань увеличивает мощности за счет строительства двух причалов.
Планы развития представил на пресс-конференции и Мариупольский порт, который обслуживает суда с небольшой осадкой, отправляя грузы в Ливан, Ливию, Северную Америку. Артем Мазный, заместитель директора по маркетингу ООО "Укртрансагро", сообщил, что порт предусматривает несколько проектов по оптимизации логистики, расширению производственных мощностей, в также планирует охватить рынок производства отрубей. Однако у портов Азова появилась проблема - ставки за проход Керченского пролива уже существенно поднялись, и для судозахода требуют страховку.
Свои опасения высказал Родион Рыбчинский, заметив, что в случае закрытия Керченского пролива по портам Мариуполя и Бердянска будет нанесен серьезный удар в плане экспорта мукомольной продукции и отрубей. Возместить эти объемы можно только через порты Херсона и Николаева. Порты же Одессы будут брать на себя объемы зерна, которые шли на Севастополь.
И все же специалисты уверены, что время расставит все на свои места. Благодаря приходу новой власти, по словам Клименко, стало возможным реализовать проекты, которые тормозились несколько лет. Так, чтобы Днепр снова стал судоходным, необходимо провести дноуглубительные работы, на которые потребуется 20 млн гривен. В то же время, если грузы с автомобилей перейдут на реку, не будут разбиваться дороги, на которые уходят миллиарды гривен. И этот проект планируется реализовать. В аграрном секторе тоже есть подвижки. Отменены лицензии на использование элеваторов. Рассматриваются программы, которые будут стимулировать развитие фермерских хозяйств. Украине есть куда стремиться и над чем работать, - подчеркнул Владимир Клименко.
Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.