Номер 14 (759), 15.04.2005
Чем ближе лето, тем больше начинает болеть голова по поводу туристического сезона. Одесса издавна привлекала внимание отдыхающих. В советские времена за летний период в городе успевало побывать более двух миллионов гостей. Но в 1990-х гг. ситуация резко изменилась. После того, как появилась возможность отдыхать в более комфортных условиях за рубежом, наметился очень крупный отток летних гостей из нашего региона. Как вернуть Одессе и региону славу туристического центра? Об этом рассказывает заведующий кафедрой маркетинга и экономики туризма Одесского государственного экономического университета Виктор ГЕРАСИМЕНКО.
Интерес к туризму растет во всем мире. 40 стран мира живут сегодня за счет туризма, а для 75 государств эта сфера является приоритетной отраслью хозяйства. Специалисты прогнозируют, что к 2010 году количество туристов в мире достигнет 1 млрд человек. Украина постепенно интегрируется в мировую туристическую индустрию. У нас начинают осознавать, что продажа услуг, предоставленных туристам в виде питания, проживания, транспортного и экскурсионного обслуживания и т.п. существенно пополняет государственный и местный бюджеты. Кроме того, туризм обеспечивает новые рабочие места, способствует улучшению работы сферы коммунального, бытового хозяйства, культуры, изменяет в лучшую сторону внешний облик городов и сел.
Одесский регион занимает в туристической сфере Украины особое место. На нашу область традиционно приходится более четверти общего количества посещений иностранными туристами Украины. Однако здесь у нас масса резервов.
Первый блок вопросов касается состояния и перспектив развития пляжного хозяйства. Я не стану повторять всем известные вещи, скажу только, что проблема использования пляжной зоны нуждается в четком правовом регулировании.
Второй блок развитие гостиничного хозяйства города.
Хотя в Одессе количество гостиниц постоянно увеличивается, но их явно недостаточно. Кроме того, гостиницы в борьбе за выживание нередко чрезмерно завышают цены на услуги, что отпугивает потенциальных туристов.
Исключительно важным для развития туризма в городе является вопрос: какой туризм для нас выгодней иностранный или внутренний? Чтобы ответить на него, сотрудники Одесского государственного экономического университета произвели специальные расчеты. Факторный анализ объемов денежных поступлений от оказания туристических услуг в Одесской области, выполненный отдельно по внутреннему и иностранному туризму, позволил сделать следующий вывод: до того времени, пока не произойдет коренная реконструкция инфраструктуры туризма с целью приближения ее уровня к мировым стандартам, основное внимание следует сконцентрировать на развитии массового (народного) туризма, нацеленного на граждан Украины со средним уровнем доходов.
Еще один блок вопросов, которые имеют особую важность для развития туризма, это состояние лечебно-оздоровительных учреждений.
Особая проблема состояние туристической инфраструктуры, куда входят дороги, транспортные средства, связь, автостоянки, туалеты, водоснабжение и канализация. Одесса в силу своего географического положения, исторических, научных и культурных традиций, прекрасное место проведения конференций, симпозиумов, конгрессов, фестивалей. Но очевидно, что иностранные гости, тем более высокого уровня, не станут ехать туда, где им не обеспечен хотя бы минимум привычных удобств.
Очевидно, что развитие туристической отрасли повлечет дополнительную потребность в высококвалифицированных специалистах соответствующего профиля. По некоторым подсчетам, к концу нынешнего десятилетия численность работников, занятых в туристической сфере, должна возрасти на 45-50 %. Это побудило нас начать в Одесском государственном экономическом университете подготовку специалистов с высшим образованием для сферы туризма.
Хочется верить, что активная работа по формированию современной инфраструктуры, подготовка настоящих профессионалов и т.п. позволят полностью раскрыть потенциальные возможности нашего региона и возродить былую славу Одессы как крупного международного центра туризма.
Записала Е. Д.
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.