Номер 11 (756), 25.03.2005
Развал Черноморского морского пароходства (ЧМП) одна из самых черных страниц политической и экономической истории независимой Украины. В 1991 году Украине досталась мощная структура, состоявшая из 295 грузовых и пассажирских судов, а также около 1100 судов вспомогательного флота. В ЧМП трудилось более 28 тыс. человек. Ежегодные доходы пароходства достигали миллиарда долларов. Эта структура могла стать жемчужиной в короне украинской экономики, основой для стремительного развития причерноморского региона. На деле получилось иначе...
Беды ЧМП начались со злосчастного 19 августа 1991 года, когда тогдашний начальник пароходства имел неосторожность послать телеграмму в адрес ГКЧП со словами, которые были трактованы как поддержка. Вскоре это ему припомнили, после чего началась настоящая чехарда в руководстве пароходством: за 13 лет в ЧМП сменилось 17 (!) начальников.
Все это время накапливались огромные долги по заработной плате морякам и работникам береговых служб. Усилиями морских профсоюзов удалось составить список пострадавших, а всего суды вынесли около 5000 решений по искам к ЧМП. Выплачивать долги по исполнительным листам ЧМП начало еще в 1998 г., однако до настоящего момента неизвестно, когда будут возвращены все долги по зарплате. Неопределенность с долгами и стала причиной громкого публичного конфликта между руководством ЧМП и государственной исполнительной службой областного управления юстиции.
Скандал получился нешуточный. Разобраться в нем попытался новый министр транспорта и связи Евгений Червоненко, который назвал историю развала пароходства "Криворожсталью" в кубе". Дело пока что кончилось тем, что руководство ЧМП и исполнительная служба провели сверку долгов по заработной плате, которая подтвердила правоту исполнительной службы, по итогам которой подтверждена задолженность по 248 исполнительным листам на сумму около 1,1 млн грн.
Надежды пароходства связаны с позицией министра, который высказал решительное намерение не только разобраться с нынешним положением дел, но и укрепить компанию. Кое-что, по словам Е. Червоненко, уже сделано. В частности, закрыты счета кредиторов, которые создавались искусственно.
Рассекречены многие документы, судя по которым суда, ранее принадлежавшие ЧМП, не исчезли бесследно, а "спрятаны" в оффшорах. По оценкам экспертов, есть возможность вернуть ЧМП четвертую часть плавсредств.
Я думаю, сказал Е. Червоненко, что многие оффшорные компании покажут свое истинное лицо.
Но прежде всего, считает Евгений Червоненко, надо разобраться с тем, почему стало возможным разворовывание судов в столь громадных масштабах.
Министр пообещал в следующий свой приезд в Одессу привезти a собой Генерального прокурора.
Председатель областного совета Сергей Гриневецкий предложил поиски виновных начинать с изучения партийных архивов. Моряки же убеждены, что истинных виновников развала ЧМП следует искать в столице. Среди версий сугубо "коммерческих" (суда ЧМП были разворованы, чтобы пополнить личные счета некоторых тогдашних руководителей) бытует и политическая. "Убивая" ЧМП, кланы, руководившие в ту пору Украиной, тем самым лишали финансовой опоры перспективный "одесский клан". Ибо, имея такую мощную базу, как пароходство, доходы которого в лучшие времена достигали одного миллиарда долларов в год, плюс порты и транзитные пути, одесские политики могли бы со временем превратиться в силу, могущую конкурировать с "донецкими", "днепропетровскими" или "киевскими". И тогда бы история Украины могла бы пойти по несколько иному пути, хотя, скорее всего, в том же самом направлении.
Что касается дальнейшей судьбы ЧМП, то даже специалисты не берутся строить прогнозы. Ибо даже если удастся вернуть из оффшоров некоторое количество судов, то все равно останутся проблемы с их техническим состоянием (многие из этих судов находятся на грани физического износа), восстановлением инфраструктуры, кадровым составом, а главное, конкуренцией на мировом рынке. По образному выражению одного из бывших сотрудников ЧМП, "сейчас проще написать послесловие к этой истории и начать новую книгу".
Елена ДАРАКОВА.
Фото Л. БЕНДЕРСКОГО.