Номер 11 (654), 21.03.2003
Самуил Нутович Котлерман безо всякого преувеличения может быть назван легендой одесских шахмат. В 50-60-х годах он руководил шахматным кружком в городском Дворце пионеров, где постигали азы древней игры многие наши гроссмейстеры и мастера В. Тукмаков, К. Лернер, С. Палатник, Н. Легкий и другие. Самое же удивительное заключается в том, что все эти годы его основной работой было преподавание химии в средней школе. Самуилу Нутовичу уже 83 года, он имеет совершенно уникальный педагогический опыт, и неудивительно, что наш корреспондент Елена Даракова именно ему предложила ответить на ряд вопросов о педагогике.
Чем отличаются нынешние школьники от их ровесников 20-30-летней давности?
Сегодня, к сожалению, у большинства школьников нет стимула к занятиям. Те, у кого он есть, уходят из школы в гимназии или лицеи.
А с чем это связано?
С нынешним экономическим положением. Зачем учиться, если в вуз можно поступить за деньги?! Но даже если получишь диплом, это не обеспечивает хорошего заработка. Возьмем хотя бы учительскую профессию. Когда-то Ленин высказался в том смысле, что учитель у нас должен стоять на такой высоте, на которой никто не стоит. Но как советская власть "свято соблюдала" этот завет и в конечном итоге втоптала учителя в грязь, так и нынешняя власть ничего не делает, чтобы учительство стало достойной профессией.
Что же тогда держит учителей в школах?
Два обстоятельства: или некуда деваться или любовь к этой работе.
А что определяет любовь к этой работе?
Ну, что вам сказать? Не знаю. У меня сперва было просто отвращение к ней. Хотя лично у меня были хорошие учителя. Некоторых учителей я помню прекрасно, хотя окончил школу в 1937 году.
Талант учителя это что такое?
Точно сказать не могу. А вот что определяет ценность учителя в глазах учеников, на этот вопрос ответить легче. Главное профессионализм, т.е. хорошее знание предмета, уважение к ученикам, умение с ними обращаться и общаться, хорошо подвешенный язык...
А за что любят учителя?
Вообще, понятие любовь имеет разные оттенки. К одним педагогам ученики жмутся, стараются пройти рядом с учительницей, особенно в начальных классах, прижаться к ней и все такое. Так проявляется любовь. А другие учителя с учениками соблюдают дистанцию.
А что следует делать, чтобы учителя полюбили?
Быть самим собой. Нельзя ни в коем случае специально стараться.
Ведь фальшь дети распознают моментально. Это взрослых можно обмануть.
Детей же обмануть нельзя.