Номер 1 (946), 16.01.2009
В 1891 году городские власти Одессы объявили ни больше ни меньше, как всемирный конкурс, на котором из тридцати предложений выбрали эскизный проект архитектора В. И. Прохаски из Вены, а доработать его поручили Александру Иосифовичу Бернардацци. Он не только доработал, но и переработал проект, руководил в дальнейшем строительством биржи.
А. И. Бернардацци родился в 1831 году в городе Пятигорске, почти полностью построенном его отцом и дядей - известными архитекторами, братьями Бернардацци, приехавшими в Россию из Швейцарии. Александр Бернардацци оканчивает Петербургское строительное училище и едет в Кишинев, где многие годы работает городским архитектором. В 1878 году он переезжает в Одессу. Здесь за 30 лет жизни зодчий создает десятки выдающихся сооружений (жилые и доходные дома, административные здания, склады, больницы, особняки, церкви). По проекту архитектора Шретера воздвиг здание железнодорожного вокзала Одесса-Главная, разрушенное оккупантами в 1942 году. С 1879 года Александр Иосифович - главный архитектор Одессы.
Архитектура биржи выдержана в формах раннего итальянского Возрождения. Особенно выразителен ее фасад со стороны улицы Бунина, с великолепной лоджией и открытой лестницей из белого мрамора. С двух сторон ведущего в вестибюль лестничного марша стоят ростральные колонны, олицетворяющие морские победы России. Огромная арка лоджии обрамлена лепными орнаментами и инкрустациями из искусственного разноцветного камня.
Здание поставлено на высоком цоколе с крупными, обработанными под гранит камнями. Фасады облицованы терракотовыми плитками разных оттенков коричневого цвета.
Проемы огромных окон декорированы снаружи деталями из каррарского мрамора. Со стороны Пушкинской улицы на втором от угла окне свинцом врезана в мрамор надпись: "Мастерская М. Молинари". Внутренние переплеты застеклены витражами из разноцветных стекол. Строительным новшеством было то, что Бернардацци использовал вместо гранита бетон, о чем сделал доклад на III съезде зодчих в Петербурге. Из бетона была выполнена облицовка цоколя, своды купола над лоджией и многие мелкие детали.
Особенно интересен большой биржевый зал. Его площадь 910 квадратных метров. Высота - 15 метров. Над тремя входными дверями помещены живописные панно "Земледелие", "Торговля" и "Промышленность", написанные известным флорентийским художником Кассиоли. Стены зала у потолка украшены картинами, принадлежащими кисти петербургского художника Н. Н. Каразина. Они изображают историю развития торговых отношений человечества.
В 1900 году слева от лестницы входа благодарные одесситы установили бронзовый бюст Бернардацци "в ознаменование, - как о том написано на мраморной доске, - 50-летней деятельности архитектора строителя биржи". По обе стороны бюста на мраморных же колоннах вырезаны имена тех, кому здание обязано своим неповторимым обликом: мраморщиков, скульпторов, резчиков по дереву, художников, а рядом символы их труда, вернее, искусства: циркуль, угольник, резец, молоток, пила, щипцы, палитра...
Со стороны Пушкинской улицы над высокой резной дверью с бронзовыми ручками в виде драконов начертаны годы строительства здания: 1894-1898. Полностью же работы были закончены в 1899 году...
Благородная строгость, лаконичность и цельность композиции ставят здание биржи в число лучших произведений русской архитектуры. Во Всеобщей истории архитектуры воспроизведены общий вид и интерьер биржи в Одессе.
Рассмотрим еще три здания (из тридцати), построенных по проекту А. И. Бернардацци. Два из них находятся на улице Пушкинской по соседству с биржей (филармонией). В первом разместился банк. Здание (построено в 1899 году) выделяется своей монументальностью. Его лицевые фасады выполнены в формах стиля итальянского Возрождения. Их красоту подчеркивает мерный ритм огромных оконных полуциркульных проемов, высокий и широкий вход в помещение. Из вестибюля посетители поднимаются по "висячей" мраморной лестнице на второй этаж в зал, имеющий двухстороннее освещение. Стены парадной лестничной клетки облицованы светлым мрамором.
Второе здание - гостиница "Красная" (бывшая "Бристоль"), сооруженная в 1898-1899 годах на месте громадного хлебного магазина. Бернардацци удалось решить проблему строительства большого пятиэтажного здания на углу двух улиц со значительным уклоном на одну из них. С портала по Пушкинской улице посетитель входит в роскошный вестибюль, заканчивающийся широкой мраморной лестницей, с покрытыми позолотой коваными решетками. Красив стеклянный потолок ресторана. Его мозаичные стекла расписаны известным живописцем Юрсом. На оформлении фасадов сказалось неиссякаемое художественное чутье А. И. Бернардацци, придавшего монотонному зданию гостиницы элементы Возрождения с примесью барокко.
Еще одним оригинальным творением талантливого зодчего является одноэтажное здание на улице Мечникова, № 51. В плане оно имеет форму буквы "Г" с угловатым подъездным выступом. Фасады сооружения выполнены в псевдорусском стиле из ракушечника без штукатурки, с деталями, вытесанными из этого же камня. Такая отделка характерна для построек Одессы второй половины XIX века. Фасады украшены многочисленными кокошниками, арками, башенками самых разных видав. Все это должно было воссоздать внешний облик русских теремов.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.