Номер 24 (1464), 4.07.2019

ПИСЬМА О ЗИНАИДЕ РАЙХ

Третьего июля исполнилось 125 лет со дня рождения Зинаиды РАЙХ, одной из самых удивительных женщин, когда-либо рожденных в Одессе.


В историю она вошла в двух ипостасях: как жена двух гениев - поэта Сергея Есенина и режиссера Всеволода Мейерхольда, и как одна из самых известных актрис советского театра 1920-1930-х годов. Такое сочетание - само по себе - явление редчайшее, но еще более удивительно то обстоятельство, что до сих пор (а после трагической гибели З. Райх прошло восемь десятилетий) среди историков театра не утихают споры о том, была ли она настоящей актрисой или же просто "куклой", одухотворенной гением своего мужа В. Мейерхольда. Наиболее точная оценка, на мой взгляд, принадлежит Игорю Ильинскому, которому не раз доводилось быть сценическим партнером З. Райх. По его словам, не обладая особыми дарованиями, но благодаря работе с В. Мейерхольдом, она стала актрисой "не хуже многих". Если учесть, что в 1920-30-х гг. советская сцена изобиловала блестящими актрисами, то оценка эта достаточно высокая.

О Зинаиде Райх я узнал как раз из воспоминаний Игоря Ильинского. Но тогда мое внимание приковал - и навсегда - В. Мейерхольд. К великому своему сожалению, об одесском происхождении З. Райх я узнал только в 1987 году из статьи выдающегося театроведа Константина Рудницкого. Воспользовавшись "шапочным знакомством" с ним, я написал Константину Лазаревичу письмо, на которое он любезно ответил. Так началась наша переписка, которая, увы, оказалась недолгой по причине его ухода из жизни. К. Рудницкий дал мне адрес дочери З. Райх - Татьяны Сергеевны Есениной, которая также ответила на мое письмо.

Письма этих замечательных людей я храню как реликвии в своем архиве. Некоторые уже доводилось цитировать, здесь же приводятся более развернутые фрагменты.

"МНОГОЕ НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ ЗАГАДОЧНЫМ..."

Из писем К. Рудницкого

"Вы, думаю, напрасно жалеете, что статья о Райх "появилась лишь в прошлом году". Раньше - в таком виде - она появиться не могла. А уклончивую статью писать не хотелось.

Все, что мне известно об отце Зинаиды Райх, я почерпнул из статьи Л. Г. Варшавского и Н. И. Хомчука "К биографии Сергея Есенина. /Зинаида Райх и Сергей Есенин/" - журнал "Русская литература", 1976 г., №3, стр. 160-169/. Дополнительно могу сообщить Вам только, что он пережил обеих своих дочерей и умер 18 августа 1943 года в Москве".

"Дочь Зинаиды Райх, Татьяна Сергеевна Есенина, вряд ли в состоянии удовлетворить Ваш интерес к "одесскому периоду", т. к. она-то родилась уже гораздо позже Одессы. Но я перешлю ей Ваше письмо, и если она что-нибудь знает, думаю, непременно Вам напишет.

Если Вы пришлете мне Ваши рассуждения о Райх, я Вам, естественно, напишу, показались ли они мне убедительными".

"Ваши заметки о Райх интересны, но все-таки вопросительные в основном. Попытаюсь ответить на некоторые Ваши вопросы.

Почему легенда о Райх "отрицательного свойства?" Вспомните М. Г. Савину: о ней тоже "отрицательная" легенда, ибо она выжила из Александрии сперва Стрепетову, потом Комиссаржевскую. Райх не могли простить и не простили Бабанову. И в каком-то смысле это справедливо, ибо Бабанова была великой актрисой, а Райх - ну, скажем так, только очень хорошей. Виновата была не она, виноват Мейерхольд. Но гению - простили, а ей - не простили".

"Мнение Локшиной, приводимое Туровской, не вполне верно. Локшина сначала очень дружила с Райх, была ее ближайшей подругой. Потом они жестоко рассорились, и Гарин, муж Локшиной, даже ушел из театра Мейерхольда после этой ссоры. Но Райх действительно не была и не могла быть всегда счастливой, ибо она была подвержена приступам жестокой депрессии. Были периоды клинической душевной болезни. Мейерхольд, вопреки советам лучших психиатров, в больницу ее не отдавал, выхаживал сам. Дочь Райх, Т. С. Есенина, считает, что эта болезнь - как бы осложнение после тяжелого тифа. Я думаю, что это - наследственное (сестра Райх, О. Н. Хераскова в депрессии покончила с собой в 1942 г.)..."

"Ее влияние на Мейерхольда ни в коем случае не было властным. Напротив, во многих случаях она беспрекословно подчинялась ему. В роли Наташи (пьеса Сейфулиной) Райх на репетиции попробовала было запеть. Мейерхольд заорал: "Наташа не поет! Наташа никогда не поет!" Райх сама со смехом об этом рассказывала. Таких примеров - тьма. Просто он боготворил Райх, зная многие ее недостатки (напр. тяжелый "низ"), умел мизансценировать Райх так, что эти недостатки не бросались в глаза".

"Вы неправы, если думаете, что Райх была культурнее Есенина. Он, конечно, не Андрей Белый, но и не тот Иванушка-дурачок, каким умел и любил казаться. Думаю, что они с Райх в этом смысле были примерно на одном уровне (Мейерхольд - неизмеримо выше). Райх вообще не очень любила читать. Поэтому и увлекалась вдруг какой-нибудь Мариэттой Шагинян, чуть ли не преклонялась перед ней".

"Вот насчет "комплекса вины" перед умершими рано Вы правы, конечно. Это касается и Вахтангова, кстати говоря. Но если я, как и Вы, холодно отношусь к Тарковскому, как и Вы, считаю, что Госпремия Высоцкому - бредовая идея, то Шукшина ценю высоко, да и в песнях Высоцкого вижу очень важное знамение времени. Только тут уж не "комплекс вины", тут попытка "присвоить" противника и тем самым превратить его в союзника. С его именем на устах сейчас все - даже эта самая "Память"".

"... если в "Лесе" и в "Ревизоре" многое зависело от нее, то ни в "Рогоносце", ни в "Мандате", ни в "Доходном месте" ее влияние, даже косвенное, никак не ощутимо. А Софья была крупной личностью и у Германовой в спектакле МХТ 1906 г. Но Вы правы в одном: любовь к Райх вдохновляла Мейерхольда. Вот это важно".

"А разрыв с Есениным... Это проще. Другие женщины, вот и все. Он, кстати, приводил к Мейерхольду следующих своих жен. Почти всегда являлся в сильном подпитии. Он Райх - после их разрыва - нисколечко не любил. Она его? Возможно, не знаю. Многие так думают. Посылаю Вам ксерокопию одной провинциальной статьи - вряд ли она попадется Вам на глаза. Автор этой корреспонденции тоже убежден, что Райх всю жизнь любила Есенина. Я же сомневаюсь вот почему: Мейерхольда часто мучила ревность, но к Есенину он Райх не ревновал никогда. И относился к Есенину покровительственно.

Как видите, все Ваши вопросы - сложны, запутаны, и многое остается, да и останется, вероятно, загадочным навсегда.

Такие вот дела...

Шлю Вам сердечный привет".

ВРЕМЯ ВСЕ ПОСТАВИТ НА СВОЕ МЕСТО

Из переписки с Т. Есениной

"Мне приятно было узнать, что на родине моей матери Зинаиды Николаевны Райх вспомнили о ней...

Понимаю, что Вас прежде всего интересует жизнь семьи Райх в Одессе. Увы, никаких письменных свидетельств у меня не сохранилось, а в домашних разговорах вспоминали чаще всего о более поздних периодах жизни (в Бендерах, Петрограде, Орле)".

"Моя мать и отчим брали меня с собой в летние гастрольные поездки театра им. Мейерхольда. Мне довелось побывать в Одессе в 1928, 1933 и 1935 гг.. Когда мне было 10 лет, мать показывала мне и брату свои родные места, носившие названия "Ближние Мельницы". Мы проехали на автомобиле по захолустной улице с низенькими домами. Память сохранила деревья, думаю, она сохранила бы и дом, где родилась мать, если бы мне его показали. Скорее всего, мы мимо него не проезжали, он мог находиться за другими домами, а может быть, его уже вообще не было".

"Недавно из Орла мне прислали книгу В. М. Катакова "Живые письмена", выпущенную в 1987 г. в Туле Приокским книжным издательством. На нескольких страницах, посвященных З. Н., больше десятка крупных и мелких неточностей. Такие публикации вызывают не радость, а досаду".

"Вы спрашиваете, какое влияние оказала на З. Н. ее мать. Думаю, что З. Н. унаследовала от матери любовь к поэзии, музыкальность. Но Анна Ивановна росла сиротой, гимназию не окончила, выйдя замуж, ушла в домашние заботы. Дочь быстро обогнала ее в своем развитии, у нее больше общего было с отцом, который, хотя учиться ему совсем не пришлось, был человеком начитанным и с широкими интересами. Хорошо знал историю французской революции, в числе его книг помню "Историю цивилизаци в Англии" Бокля".

"Когда семья жила в Одессе, родственников там не было. Обширная родня московского происхождения была у Анны Ивановны, несколько из них попали в Одессу значительно позднее, с кем-то из них мать встречалась во время своих приездов, с одной из двоюродных сестер переписывались. Но связь с ними потеряна, фамилий их не знаю..."

"Почему Вас удивляет, что "легенда была безжалостной" по отношению к З. Н.? Гибель моей матери всегда связывали с гибелью Мейерхольда, а по отношению к погибшим в годы репрессий очень многие легенды были безжалостны. Это были особые годы, корда люди из чувства самосохранения занимались самовнушением, убеждали себя, что погибшие действительно в чем-то виноваты, либо в силу каких-то своих недостатков недостойны жалости. Да и сердце бы не выдержало всех жалеть, и говорить хорошо о погибших было опасно. В эти годы активно поработала языком и пером группа театральных деятелей, сыгравших предательскую роль по отношению к Мейерхольду в годы его травли и закрытия театра.

Выйдя во второй раз замуж за знаменитого человека, быстро приобретя известность как актриса, моя мать стала мишенью бесчисленных сплетен и вырабатывала в себе "иммунитет" против этого. Как-то она выписала из первой главы "Евгения Онегина" строки - "и заслужи мне славы дань - кривые толки, шум и брань", заключила в рамку и повесила на стену. Этот "иммунитет" передался мне, я всегда была уверена, что время все поставит на свое место, правда, не знала - доживу ли. После появления прекрасной статьи Рудницкого считаю, что дожила.

Всего Вам доброго. Желаю успеха".

ГДЕ ЖЕ ЭТОТ ДОМ?

Это письмо я получил от адвоката Олега СУРМАЧЁВА из Вологды. Много лет занимаясь историей своего края, он не мог пройти мимо того факта, что Сергей Есенин и Зинаида Райх поженились в 1917 году в церкви святых Кирика и Иулитты, которая находилась в деревне Толстиково, под Вологдой. При записи о браке священник Виктор Певгов местом рождения З. Райх указал Ростов-на-Дону. Но краевед, выяснив, что на самом деле жена поэта родилась в Одессе, продолжил поиски, в ходе которых обнаружил ссылку на одну из моих статей. В ней, ссылаясь на документ Одесского охранного отделения и воспоминания известного большевика Емельяна Ярославского, я сделал вывод, что мастерская Николая Райха, отца Зинаиды, находилась в "доме Ставро № 19 по Смирновской улице". Ныне это улица Шота Руставели, но дома под номером 19 уже давно нет.

А далее предоставляю слово Олегу Сурмачёву.

"Не согласившись с таким выводом, я решил проверить указанную А. Галясом информацию.

Я сделал запрос в Центральный государственный исторический архив Украины, и мне, за небольшую плату, предоставили в электронном виде копию с процитированного выше полицейского протокола от 12.02.1905 г. Не имею возможности его полностью распубликовать в настоящий момент, так как необходимо согласовать это право с руководством указанного архива.

Далее, я нашёл план города Одессы на 1894 год и выяснил расположение улиц Смирнова и Евдокимова, расположенных в 7-м мировом участке города. Затем я отыскал в фондах Российской государственной библиотеки справочник "Адресная и справочная книга г. Одессы на 1906 год" и нашёл в нём пофамильное перечисление домовладельцев по улице Смирнова, как по чётной стороне, так и по нечётной. Согласно полученной из архива Украины копии протокола от 12.02.1905 года следует, что прокатно-велосипедная мастерская мещанина города Ростова-на-Дону, Николая Андреева Райха, находилась в доме Ставро № 19 по Смирновской улице, а по книге "Вся Одесса на 1906 год" по Смирновской улице по левой нечётной стороне дом Т. Ставро указан под № 39, а так как он находился на перекрёстке, то значился и по Евдокимовской улице за № 3"...

И мне в настоящий момент не ясно, почему исполняющий обязанности пристава Михайловского участка Одессы А. К. Тюрин, околоточные надзиратели Понятовский и Кассифо, вместе с понятыми указали дом № 19, а не № 39 в полицейском протоколе. Но это разночтение в приведенных мной источниках даёт надежду, что дом, о котором идёт речь, на углу современных одесских улиц Шота Руставели - бывшая Смирнова или Смирновская и Маршала Бабаджаняна - бывшая Евдокимова или Евдокимовская, под настоящим № 1, там находится до сих пор".

Такой вот неожиданный поворот от вологодского краеведа.

Дом, о котором пишет О. Сурмачёв, сохранился. С другой стороны, трудно поверить, чтобы сразу в нескольких документах, особенно полицейских, ошиблись адресом мастерской Николая Райха.

Что ж, в биографии Зинаиды Райх немало "белых пятен". Особенно это касается первых лет ее жизни; из Одессы семья уехала в 1906 году. Так что поиски продолжаются.

Подготовил Александр ГАЛЯС.