Номер 6 (1201), 21.02.2014

В "ГАРАЖЕ" ТВОРЯТСЯ ЧУДЕСА

Профессия гончара издавна считалась одной из самых мистических. В старину гончарам приписывали не более и не менее как связь с "темными силами". Причина таких легенд, по всей видимости, кроется в самом материале, с которым работают эти мастера. Ведь именно из глины, согласно преданиям, был создан первый человек, а первым гончаром был никто иной, как сам Господь Бог.

Добавляет интерес к гончарному делу и то, что при изготовлении керамических изделий используются все четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух. Другой "загадочный" момент - это выход посуды из печи. Тут тоже существует масса легенд, начиная от влияния мысли гончара на будущий результат, заканчивая тем, что гончар не должен петь, когда лепит, чтобы злые духи не услышали и не разбили посуду.

Когда-то в каждом селе был гончар, сейчас это редкость. Тем не менее в Одессе есть несколько гончарных мастерских. В одну из них - студию "Гараж" - мы и отправились в попытке разобраться: что же такого мистического в этой профессии? И помог нам в этом руководитель студии Михаил Плужник-Гладырь.


С чего начинается шедевр

"Все начинается с любви" - поется в одной песне.

В принципе, так оно и есть: чтобы добиться успеха в своем деле, надо его любить.

Но к любви добавляются еще и знания, умения.

Гончару, например, для создания изделия нужно найти и выбрать подходящую глину. И с этим процессом тоже связано множество легенд. Согласно одной из них, глину нашли на территории буддистского монастыря Шао-Линь. Более того, само название монастыря происходит от слова "каолин". А изначально вроде бы "каолин" и "Шао-Линь" обозначались одинаковым иероглифом. Вспомним известную загадку:

В горах далёких Шао-Линь

Копали глину - каолин.

Из этой глины с давних пор

В Китае делали... (фарфор).

Наш мастер берет глину в карьере на берегу одного из одесских лиманов. После чего готовит массу, освободив глину от крупных включений и сделав ее однородной. Теперь можно смело переходить к следующему этапу - вымешиванию.

- Вымешивают гончары обычно руками, это и надежно и традиционно, да и не стоит гончару ничего, кроме, разумеется, сил и времени, - рассказывает Михаил, вымешивая глину.

Интересно, что исторически изготовление гончарных изделий обставлялось множеством правил и запретов, которые были неизвестны обычным людям. Например, знающий гончар отправлялся за водой для изготовления посуды только в субботу, до восхода солнца. Придя к источнику, он говорил: "Я пришел по воду, делать кувшины для сыра, для сметаны, для масла". Возвратившись домой, мастер тут же заливал глину водой и начинал ее месить.

"Пока владеют формой руки..."

Теперь мы подходим к одному из наиболее интересных этапов, а именно - придание формы будущему изделию.

Михаил, как и многие гончары, делает это на гончарном круге руками. Современные гончары используют технологии, применяемые в этом деле уже несколько тысяч лет. И об этом этапе существуют поверья. Во многих славянских традициях гончары в конце рабочего дня чертили на оставшемся на гончарном круге куске глины крест, чтобы нечистая сила не вращала круг ночью.

После того как мы придали форму и просушили изделия, наш гончар, взяв в руки резак, начал им орудовать у дна. Глядя на этот процесс, сразу вспомнилось высказывание Лао Цзы: "Сосуды делают из глины, но пользуются пустотой в ней", ибо толщина стенки сосуда в основании изделия уменьшилась, а сам сосуд стал легче по весу. Как разъяснил Михаил, эти действия называются проточка дна.

Но на этом процессе преображение сосуда не окончилось. Самый его прекрасный этап - декорирование. Яркие цвета, узоры, блеск, глазурь... Все это магическим образом появилось на простом горшке, сделав его произведением керамического искусства. Причем именно национального, украинского искусства, которое отличается от японского или китайского.

- Если брать китайскую керамику, - поясняет Михаил Плужник-Гладырь, - то она, как и все китайские изделия, отличается искусственно созданной иллюзией и трансформацией материалов. Китайцы, например, могут изготовить сосуд из папье- маше, который будет смотреться как глиняный. В произведениях японских мастеров читается история изделия, то, как оно создавалось, обжигалось. Тут, можно сказать, видна "душа" изделия. Если говорить об украинских гончарах, то у нас сильной стороной является следование традиционным формам. Кроме того, в гончарном деле большую роль играет культурная политика, ведь мы работаем с артефактами, объектами культур.

Пройдя сквозь огонь

Замыв губкой поверхность сосуда, продекорировав изделие и дав ему высохнуть, гончар ловко загрузил его в печь. В ней происходит обжиг, причем температура достигает 1500 градусов по Цельсию.

В интернете можно найти стихотворение неизвестного автора, которое замечательно точно объясняет суть и важность этого процесса.


Размял гончар в ладонях глину,

Отмерил ровно половину.

И, поработав от души,

Красивый вылепил кувшин.

А через несколько часов

Другой такой же был готов

"Теперь, - сказал, - извольте, братцы,

Вот в этой печке обжигаться".

И пригрозил: "Смотрите мне,

Пробудьте два часа в огне".

Один кувшин шагнул в огонь,

За печку спрятался другой;

А после к сроку втихомолку

Полез с приятелем на полку.

Когда ж налили их водой

То дело кончилось бедой:

Один кувшин, что был в печи,

Стоит спокойно и молчит.

А наш хитрец через часок

Заныл, потёк, обмяк в комок.

Надёжен будет только тот,

Кто в жизни сквозь огонь пройдёт.

И вот, наконец, после обжига получился кувшин.

"Талант - единственная новость..."

Когда читаешь или слышишь разные легенды и истории о глине и гончарах, невольно задаешься вопросом: почему один человек может создавать произведения искусства из глины, а другой не может вылепить и простейший сосуд? Неужели и в самом деле тут присутствует нечто мистическое?

Но, наблюдая за тем, как из куска глины получается изделие, и даже помогая в его создании, находишь ответ: мистика в профессии гончара - это талант, которым Бог одарил человека. Ну и, конечно, опыт, знания, умения. И любовь к своему делу. Ведь и в самом деле, все на этом свете начинается с любви.

Анастасия СТЕПАНЕНКО.

Фото автора.