Номер 43 (1189), 15.11.2013

ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ
РАДОМИРА ВАСИЛЕВСКОГО

Галина Яковлевна Лазарева, главный редактор Одесской киностудии в лучшие ее годы, а ныне директор Центральной городской библиотечной системы для детей, выпустила очередную книгу по истории студии. В этом более чем 400-страничном фолианте замечательно переплелись бывшая и нынешняя ипостаси автора. Ибо посвящена книга творчеству Радомира Василевского - одного из очень немногих советских кинематографистов, кто любил и умел снимать картины для детей.


"Дубравка", "Шаг с крыши", "Включите северное сияние", "Рассказы о Кешке и его друзьях", "4:0 в пользу Танечки"... Поколение, рожденное в 1960-70-х годах, смотрело эти картины, что называется, не отрываясь от экрана. А признание юных для художника - самое дорогое; уж его-то никаким пиаром не заменить и не подделать. Но недаром Г. Лазарева назвала свою книгу "Радомир Василевский. Счастье - дело тяжелое". Ибо в ней отчетливо видно, сколько труда и трудностей стояло за светлыми картинами режиссера.

А ведь он сам выбрал эту стезю. Мог бы продолжать карьеру оператора, тем более, что на его счету было соучастие в таких знаковых для своего времени фильмах, как "Зеленый фургон", "Приходите завтра" и - особенно - "Весна на Заречной улице", ленте, которая неизменно включается в число "главных" кинокартин "оттепельной" эпохи. Эта картина и по сей день восхищает неподдельной чистотой, лиризмом, а еще блестящей операторской работой недавних выпускников ВГИКа Петра Тодоровского и Радомира Василевского. С кадров и воспоминаний о "Весне..." и начинается книга Г. Лазаревой.

Но довольно скоро Р. Василевскому стало тесно в рамках операторской профессии, результаты которой, что не говори, а все-таки сильно зависят от режиссуры. Случай далеко не единственный; соратник по "Весне..." Петр Тодоровский еще раньше переключился на режиссуру. Его главной темой стала война. Р. Василевский же, который в силу возраста (год рождения - 1930) не мог принимать участия в боевых действиях, нашел себя в детском кинематографе. Это вовсе не обещало легкого пути, ибо снимать детей бесконечно труднее, чем взрослых актеров. Г. Лазарева говорит, что очень немного найдется художников, которые бы понимали психологию ребенка и любили возиться с детьми. Р. Василевский умел это делать, как мало кто... (Кстати говоря, в его фильме "Ожидание" дебютировала 13-летняя Лида Вележева, теперь известная актриса).

Несомненной творческой находкой автора книги является то, что Г. Лазарева отдельный блок посвятила драматургу Радию Погодину, по сценариям которого Р. Василевский снял свои лучшие фильмы. Пожалуй, впервые Р. Погодин так полно представлен в своей "киношной" ипостаси.

И это еще одно достоинство книги Г. Лазаревой.

Впрочем, перечень достоинств можно длить и длить.

А если подытожить, то книга "Радомир Василевский. Счастье - дело тяжелое" - замечательное продолжение двух предыдущих изданий Г. Лазаревой - "Княжна Мери. Творческий выкидыш" и "Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Место встречи изменить нельзя". Их ценность - еще и в обилии документальных материалов: приказов, рецензий, воспоминаний и проч., что позволяет воссоздать объемную картину Времени.

Да, чуть не забыл сказать. Каким-то удивительным образом автор этой своеобразной трилогии так выстраивает композицию своих книг, что взахлеб читаются даже сухие строчки документов.

Александр ГАЛЯС.