Номер 41 (837), 20.10.2006

РЕПОРТЕР ПОЛУЧИЛ ЗАДАНИЕ...

...ПРОДАТЬ РУКОПИСЬ

"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" – считал поэт. Пушкину было хорошо: ему за строчку платили золотом. А что сегодня может получить автор за свои творения? Поисками ответа на этот вопрос я и занялась по заданию редакции.

СТИХИ ПИСАТЬ ДАНО ТАК МНОГИМ

Написав стихотворение, то ли под пылом любовного жара, то ли под впечатлением приятного путешествия, а то и вовсе от скуки, стихотворец первым делом бежит в периодические издания. Выходят они часто, печатают много. Авось, и гонорарец отстегнут за шедевр. Однако стихов, как таковых, печатать редакторы не стремятся. Хотя и зарегистрировано в Одессе больше 500 периодических изданий, вряд ли у них публикации своего стихотворения, даже гениального, дождешься. Что уж говорить о гонораре?!

ДОЗА ПРОЗЫ

Ладно, займемся прозой. Написать рассказик – милое дело. Фельетон – уже посложнее. Потому и юмористы всегда в цене. А вот что делать серьезному прозаику? Казалось бы, посылай свой шедевр в столь же серьезный журнал. Но это только так кажется. "Толстым" журналам, даже знаменитым российским, в наше время выживать крайне тяжело. Потому напечатать твой рассказик "за подписку" они еще согласятся, а платить не хотят. Разве что для успокоения пять авторских экземпляров пришлют, чтобы народу окружающему дарили, журнал рекламировали.

СКОЛЬКО СТОИТ РОМАН?

Раньше, в советские времена, более-менее качественных писателей печатали в госиздательствах. Сейчас писатели предлагают свои творения непосредственно издателям, которые на свое усмотрение решают судьбу произведения.

В 1990-х годах к нам в литературный институт пришла редактор издательства "АСТ" и предложила написать cоциальный роман. Потом были заказы на детектив, детскую повесть о любви, сказку с отечественным героем. Причем выполнить заказ надо было не позднее, чем за три месяца. Требовалась простота изложения и наличие конфликта. За произведение в 6 авторских листов предлагалось вознаграждение 300 у. е. Автору оставалось одно – не мудрствуя лукаво, подавать чтиво, рассчитанное на среднего, не отягощенного интеллектом человека.

Так что, если вы хотите получить деньги за роман, пичкайте сюжет кровавыми сценами, интригами, разборками и дуэлями. Издатели такое любят. Со временем от 300 у.е. вас поставят на процент. И вы станете давать автографы на книжных ярмарках.

Но если вы осмелились написать серьезную вещь, не подпадающую под вышеуказанные параметры, Бог вам в помощь. Потому что на такие произведения найти издателя, кроме толстых журналов, практически невозможно. Хотя есть вариант – стать лауреатом прозаического конкурса, чтобы получить средства на издание книги.

ЗАПУТАЙТЕ ПОДРОСТКА

Что ж, со взрослой литературой почти все ясно. А как же современные Барто и Маршаки? Детская литература – это тоже жила. Только надо сочинять "ужастики". Пару пугалок, пару страшилок, превращений, кошмаров и счастливый конец. Считайте, что 500 у.е. у вас в кармане. Можно еще заняться детективами для подростков. Главное, придумать запутанное дело и распутывать его всю книгу, а то и нескольких книг. Со сказками, добрыми и милыми, в издательства даже не приходите. Заметьте, кстати, что даже в народных сказках полно ужасов: то Колобка съели, то голову царю отрубили, то в кипяток кинули.

И насчет стихов – уж если не писать не можете, то желательно побольше хулиганства. Дети и взрослые это очень любят, потому так популярны книги Остера "Вредные советы".

КОМУ НУЖНА "ЖЕЛТАЯ ЖОПКА"

Что касается стихов и сказок для самых маленьких, то сегодня это очень раскрученная ниша. Для малышей книжки покупают. Потому даже "сю-сю, му-сю", или как в литературе это называется, "желтая жопка", идет на "ура!". Я знаю издательство, которое тиражирует такие сопливые стихи и имеет хорошие прибыли. Хотя дети сюсюканья с ними не любят. Взрослые же не помнят, какими они были в этом возрасте, и покупают все, что ни попадя, больше обращая внимание на внешний вид книжки, чем на ее содержание. Кстати, детские книжки сейчас в большей степени стали игрушками или методическими пособиями: с наклейками, глазками, куклами. Под них и просят писать стихи. Не книжки делают под произведение автора, а уже автор пишет под внешний вид книжки. Причем написать надо так, чтобы издателю понравилось. Или найти такого издателя, которому вы нравитесь. Правда, понравившись, вы можете также надоесть. И тогда снова окажетесь на "вольных хлебах".

Так что литературой сегодня способны зарабатывать только те, кто попал в струю, нашел серию, издателя и читателя. Кому повезло, кто талантлив в своей области и кого заметили. А для этого нужно идти, падать, вставать, спотыкаться, лезть на вершину и, упав с нее, забираться на другую. Потому как нести свой крест творческому человеку очень нелегко, несмотря на лавры, которые иногда все же перепадают за удачное сочинительство.

Инна ИЩУК.