Номер 51 (796), 30.12.2005
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
(Окончание. Начало в № 49.)
Итак, продолжим рассмотрение того, как подаются начала истории Украины нынешним пятиклассникам.
ЗВЕРСТВОВАЛИ ТОЛЬКО БОЛЬШЕВИКИ?
1918 год.Петлюровцы оказываются бессильными перед большевистскими отрядами, рвущимися к Киеву. На защиту столицы встают молодые патриоты студенты и старшеклассники. Бой на станции Круты. "Багато молодi полягло, а тих, хто потрапив у полон, бiльшовики по-звiрячому замордували".
Одна из трагических страниц гражданской войны. Брошенные в пекло молодые люди героически погибли мученической смертью, защищая свои идеалы и устремления. Честь им и хвала. И светлая память.
Больше о зверствах гражданской войны (как и самого понятия "гражданская война", хотя его не стыдятся даже демократичные американцы) в учебнике ничего нет. И ладно, нечего детей пугать. Но историческая объективность требует, чтобы у ребят не осталось перекоса в отношении "зверств большевиков" на фоне милых парней из другого лагеря. Тут бы только добавить фразу о том, что враждующие стороны отличались чрезвычайной жестокостью по отношению друг к другу, о чём свидетельствуют десятки, сотни эпизодов. При такой подаче материала в головах детей сохранялось бы историческое равновесие, куда более близкое жизненной правде.
Большевиков не жалко? Хорошо, тогда в качестве эдакого "уравновешивателя" автор учебника мог бы вспомнить ужасные погромы 1919 года, которыми промышляли петлюровские атаманы (в частности, в Житомире, Черкассах, Ровно, Фастове, Коростене, Бахмаче и самый дикий, по словам О. Субтельного, в Проскурове, когда были уничтожены несколько тысяч евреев. Субтельный, правда, предлагает различать эти погромы, которые случались в основном по пьяни и якобы "вопреки запретительным приказам высшего командования", от планомерных погромов, которые осуществляли белые. Точно: куда приятней быть задушенной пьяным насильником, чем разрубленным на куски по скучному геноцидному плану...). Или на жертвах погромов вина многовековая, несмываемая?
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАЗОХИЗМ
И вот, невозмутимо повествует учебник, "у таких складних умовах Центральна Рада звернулася по допомогу до нiмецьких та австрiйських вiйськ. Пiдроздiли iноземних армiй увiйшли в Украïну. Бiльшовикiв було зупинено i витиснено за межi держави". Вот что главное! А то, что "нiмецькi вiйська поводили себе, як окупанти", что "нiмцi створили новий уряд i поставили на чолi його Павла Скоропадського", это, наверное, ерунда, накладные расходы за свободу.
Иллюстрируется вышесказанное тремя фотографиями, что должно закрепить в памяти, сознании и сердце ребят образы выдающихся личностей Отечества и столь же значимые события.
На первой изображен Симон Петлюра, на счету которого, кроме прочего, отказ в 1920 году от претензий на Восточную Галычину, за счёт чего он заключил соглашение с Польшей против Советов. (Ну что за манера, чуть что призывать иноземцев для решения своих неурядиц?!)
На следующих двух фотографиях мы видим торжественное вступление немецких войск в Киев 1 марта 1918 года и гетмана Павла Скоропадского, немецкого ставленника.
Да поймите, нельзя такое пятиклассникам показывать! В старших классах пожалуйста. На уроках биологии или полового воспитания как иллюстрацию неуемного желания отдаться первому встречному с плёткой.
* * *
Менее чем полстранички хватило автору учебника В. Мысану, чтобы рассказать об образовании Украинской Советской Социалистической Республики и СССР, скрепя сердце отметить, что изменения начала 20-х годов ошеломляли, что украинские крестьяне получили землю, что миллионы детей сели за школьные парты, что впервые языком обучения стал украинский. Это, впрочем, не помешает ему чуть позже, подытоживая советский период, утверждать, что "десятирiччями тривала русифiкацiя украïнського народу. Втрачало свою силу украïнське слово". Хотя такой авторитет, как О. Субтельный, уверяет, что, к примеру, 20-е годы ХХ века были периодом украинизации всех сфер общественной жизни, особенно образования.
Доходчиво рассказывается детям о репрессиях 30-х годов. Здесь бы ещё несколько слов добавить о том, что репрессии проводились преступным режимом на территории ВСЕГО Советского Союза в той же России, в той же Грузии... Нет, об этом сознательно умалчивается, чтобы создать у юного читателя впечатление, будто репрессии явление сугубо антиукраинское.
СДЕЛАЙТЕ НАМ ПРИЯТНО И... ПОДИТЕ ВОН
"Радянська влада запроваджувала новi порядки" (с. 152).
"I знову в Украïнi з'явились новi господарi з новими порядками"(с. 153).
На левой странице речь идёт о событиях в Западной Украине после сентября 1939 года. На правой о немецко-фашистской оккупации Украины. Эффектное сравнение, вернее, мерзкое уподобление, не правда ли?
Но почему же тогда в учебнике нет ни слова о действительно позорной странице советской истории сговоре, секретном соглашении августа 39-го с Германией о будущем разделе территорий, которые захватят в сентябре? Тут учебник предпочитает говорить как будто языком сообщения ТАСС: "17 вересня 1939 року керiвництво СРСР вiддало наказ вiйськовим частинам перейти польський кордон i взяти пiд контроль Захiдну Украïну землi, що з 1921 року перебували у складi Польщi".
О сговоре нельзя. А то ведь школьники ненароком решат, что Украина приросла территориями благодаря могуществу Советского Союза.
Интересная ситуация получалась с Западной Украиной: освобождение от пут, бесплатное обучение на родном языке и медицинское обслуживание, передачу земли, развитие промышленности можете нам "насаждать". После чего убирайтесь восвояси, сами разберёмся. Какое государство могло на это согласиться?
Кстати, О ПОЯВЛЕНИИ КРЫМА В СОСТАВЕ УКРАИНЫ В УЧЕБНИКЕ ТОЖЕ НЕТ НИ СЛОВА. Тут-то чего стесняться? Крым-то навеки-вечные украинский, в полном соответствии с международными правовыми нормами. Но тогда автору учебника пришлось бы говорить о нерушимой дружбе народов России и Украины чужому ведь такую сказочную территорию даже к юбилею не передают, только своему, родному. Верно?
РОМАН ШУХЕВИЧ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ?
В отличие от учебника 1997 года, в нынешнее издание возвращено понятие "Великая Отечественная война". И это, конечно же, справедливо.
Каждый параграф учебника сопровождается словариком. Вот все понятия, которые разъясняются школьнику в параграфе о войне: концентрацiйний табiр, окупант, окупацiя, рейхскомiсар, фюрер.
Есть в конце параграфа и традиционная рубрика "Працюємо з iсторичним джерелом".
Таких источника два. Первый: из выступления рейхскомиссара Украины Эриха Коха.
Второй: из распоряжения, кого б вы думали? Эриха Коха. Согласитесь, странное однообразие. Из советских понятий и источников взять было нечего? Песню "Священная война", например?
(Подобным тщательным изучением "творчества" Коха отличался советский разведчик Николай Кузнецов, стремившийся застрелить главного нациста Украины. Сделать это Кузнецову не удалось, зато ряд других фашистских главарей на Украине он уничтожил. А потом бандеровцы застрелили Кузнецова.)
* * *
Оборона Киева две строки в учебнике.
Оборона Одессы ноль (как и об освобождении).
Оборона Севастополя ноль.
Много рассказано о зверствах фашистов.
Десять строк посвящено партизанскому движению (с фамилиями Ковпака, Сабурова, Федорова)
И об Украинской повстанческой армии: "Загони УПА воювали на два фронти: проти нацистських окупантiв та радянських вiйськ i партизанiв. Вони не хотiли бачити на украïнськiй землi нi гiтлерiвцiв, нi радянськоï влади". (Подробнее об УПА, целях и задачах этой организации в учебнике говорится в параграфе, посвящённом послевоенному возрождению.)
Всё-таки можно было внятней объяснить детям, как декларативная борьба отрядов УПА "против нацистских оккупантов" и реальная ожесточённая борьба "против советских войск и партизан" способствовали изгнанию фашистских захватчиков с украинской земли. Или это необъяснимо?
И как объяснить, что при всех гадостях советского режима, огромное большинство украинских граждан видело себя только с Советским Союзом?
Несколько добрых строк сказано о Советской Армии (пусть даже вопреки орфографии с маленьких букв), освободившей Украину, спасшей Европу и мир. Но почему же не привести два-три примера героизма наших воинов? Ведь дети хотят услышать интересный рассказ о подвиге, а не одни лишь общие рассуждения, сознательно засушенные.
Но впечатление, что Советская Армия лишь подсобляла партизанам, у школьников после чтения учебника вполне может создаться.
И над всем этим возвышается фотография главного командира УПА Романа Шухевича!
Не надругательство ли это над чувствами значительного большинства граждан Украины?!
До сих пор общество разделено в оценке УПА и иже с ней. Одни считают служивших в ней славными героями, другие презренными бандитами. И никакого примирения в обществе в этих полярных оценках не предвидится. Так по какому же праву автор учебника для 11-летних ребят, учебника ДЛЯ ВСЕЙ Украины, позволяет себе безапелляционно навязывать детям мнение одной части общества (ещё раз замечу, значительно меньшей)? А ведь можно было привести это мнение, и даже согласиться с ним как историку и человеку, но сказать и о том, что и сегодня есть в обществе абсолютно другая оценка УПА и бандеровцев.
Неужели в Советской Армии не было никого, чья фамилия была бы достойна упоминания в учебнике, и чью фотографию могли бы увидеть школьники? НИ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ, НИ ОДНОЙ ФАМИЛИИ! Почему бы не дать фотографию генерала Николая Ватутина, который руководил войсками, освобождавшими Киев? Его, правда, потом в бою с отрядом УПА смертельно ранили, и если нынешние школьники узнают об обстоятельствах его гибели, то могут задаться недоуменными вопросами.
А почему бы не узнать ребятам и то, что во время войны был учреждён орден Богдана Хмельницкого?
Не говорят им, как ковал победу в тылу советский народ, в том числе эвакуированные граждане Украины.
Ни о битвах под Москвой и Сталинградом, ни о Курской дуге, сыгравшими важнейшую роль в Великой Победе, украинским школьникам, оказывается, знать не полагается. Будто происходили они не на территории Советского Союза, куда полноправно входила Украина и чьи граждане проливали кровь за освобождение страны, а только на земле пресловутого восточного соседа, как выражаются сейчас некоторые, боящиеся запачкать язык словом "Россия". Мягко говоря, большей исторической ограниченности придумать трудно.
ТАК КТО ЖЕ ДЕЛАЛ ИСТОРИЮ?
Избранная автором концепция что, мол, при Советах всё или почти всё было плохо, привела к тому, что школьнику предлагается лишь одна фамилия той эпохи Александр Довженко (кроме упоминания о трёх руководителях партизанских соединений), из не являющихся борцами за независимость, достойной не то что запоминания, но и просто упоминания в учебнике! В издании 1997 года хотя бы советовали запомнить имена шестерых чернобыльских героев-пожарных. Теперь и их изъяли...
Неужели так пусто было на человеческом поле Украины?
Не было украинской кибернетики, оборонно-космической промышленности, и к полёту Гагарина ("Что это за мужик?" спросит сегодня большинство не только пятиклассников, но и школьников постарше) мы не имеем никакого отношения? Не было шахтёра Стаханова, академика Амосова, космонавтов (советского) Поповича и (уже совершенно независимого) Каденюка, олимпийских чемпионов Жаботинского и Борзова? Не было Владимира Ивасюка, основоположника новой украинской песни, пришедшей с западных земель республики и завоевавшей всю страну; творчества Нины Матвиенко и Софии Ротару? Мировая классическая литература на украинском языке и украинские писатели тиражами в сотни тысяч экземпляров. И это "занепад украïнського слова"?! А журнал "Всесвiт", печатавший произведения зарубежных писателей на украинском языке, ещё смелее, чем знаменитая "Иностранная литература" на русском?
Вспомните: было даже судоходство по Мировому океану, но потом, в новейшие времена, куда-то запропастилось...
А зачем же скрывать от ребят, что Украина (как и Белоруссия), находясь в составе СССР, вошла с момента создания в Организацию Объединённых Наций? Да, внешняя политика Киева полностью согласовывалась с Москвой. Но чувствовали себя украинские дипломаты и народ, который они представляли, куда увереннее, чем десятки государств, следовавших в фарватере США. И как унизительно выглядят на этом фоне наши нынешние попытки предложить себя в ту или иную международную организацию!
Жизнь общества и человека, жизнь Украины, к счастью, куда интересней и возвышенней той заказной нудоты, которая предстаёт со многих страниц этой исторической книжки для детей.
Борис ШТЕЙНБЕРГ.
Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.