Номер 49 (845), 15.12.2006
Мы обещали продолжение истории о нашем иммигранте, открывшем школу таксистов? Имеете. Он еще тот иммигрант, этот Ефим Выдомский. Одно слово одессит.
Знаете, как низко он опустился, чтобы попасть 26 лет назад в Америку? На всю высоту Потемкинской лестницы! Натурально: взял и съехал с нее на своем "горбатом" "Запорожце". Помните, называли эту машину "еврейский броневик"? Тогда, 1 апреля 1975 года, к "броневику" следовало добавить титул "Потемкин" почти как "Броненосец Потемкин", как фильм, в котором с лестницы спускалось другое транспортное средство.
А дело было так, рассказывает Ефим. Мы владели этой машиной на двоих с Юрой Макаровым (знакомое имя? Кто подзабыл напомню: знаменитый КВНщик из великой первой одесской команды, ставшей чемпионом, несмотря на то, что ее однажды вырубили из прямого эфира за "домашнее задание" о туризме под названием "Клуб имени Агасфера" т.е. Вечного Жида авт.). На День смеха съехались в Одессу КВНщики со всего Союза, чудили. И Слава Хоречко (покойный капитан команды Московского института нефти и газа авт.) предложил этот "исторический" спуск.
И как машина?
Выдержала. На то и "броневик". Когда уезжал, продал ее за 2000 целковых, за те же деньги, что мы с Юрой покупали. Вот где "депришиэйтэд вэлью", куда там "мерсу" или даже "роллс-ройсу"!
А как органы правопорядка?
Стерпели. Ты же понимаешь: машина ехала в сопровождении Валеры Хаита (капитан той великой команды авт.), Юры, Игоря Кнеллера, Валентина Крапивы... Тебе всю команду перечислить красу и гордость Одессы?
Неточность: не машина, это он ехал Ефим Выдомский; он жил-дружил с этими замечательными ребятами и продолжает дружить. А "скажи мне, кто твой друг..."
Команда кучковалась вокруг газеты "Вечерняя Одесса"; некоторые потом в ней работали или сотрудничали с ней. Выдомский был там корреспондентом, пока не покинул "черноморскую столицу" и страну советов навсегда. Впрочем, когда ушел в "подачу", еще и таксистом одесским поработал. Потом пригодилось.
"Потом" это уже здесь. Ефим, как все, стал выруливать к "американской мечте" за "баранкой" кар-сервиса. И каждую свободную минуту тратил на английский. Попытался было приткнуться по профессии, но была тогда одна газета наша, да переполненная сотрудниками, этот английский уже знающими. Он для нее писал, печатался, но "на гонорары можно было ноги протянуть разве что чуть дальше". В общем, решил взяться за "баранку" покруче такси. Сел и поехал. Семью кормить надо.
И знаешь, я не жалею. Где еще лучше познаешь Америку, Нью-Йорк, язык английский, как не в такси?
Сначала Ефим арендовал такси у хозяев. Но, работая как каторжный, уже в 85-м году купил собственный медальон. (Тогда это стоило $100 тыс. авт.) И колесил на нем по Нью-Йорку еще 11 лет, пока не почувствовал тяжесть. Сдал медальон в аренду. А работать надо. Тут как раз объявление в "Дейли-ньюс": "Требуется преподаватель для школы такси".
"Иди, подтолкнул также ставший нью-йоркцем Юрий Макаров. Поверь, это точно твое дело: язык уже знаешь, с людьми общаешься легко, а в такси ты просто академик. И вспомни, как преподавал в техникуме после университета".
Я ему говорю: "У меня даже резюме нет..." А он: "Великое дело! Сейчас сядем, напишем". Вот они и сели он, Юра Сычов, Эдик Каменецкий (все КВНщики авт.).
"Выездной конкурс" написали?..
Сам удивляюсь, как у них на полном серьезе получилось. Дальше по запросу TLC (Комиссия по такси и лимузинам) Игорь Кнеллер обеспечил справку из одесского техникума, где заработал педагогический стаж, потом прокрутили меня через эту комиссию история долгая, махрово-бюрократическая и сказали: "Годен". И стал я с 1996 года преподавать в школе в Лонг-Айленд-сити, в Квинсе. И так вплоть до 2003 года, пока школа эта студентами не пообмелела.
А когда школа, как сказал Ефим, пообмелела, работы там для него не осталось. Что делать? 60 с лишним лет. Что-то заработано, можно бы, конечно, и в качестве рантье доживать, тем более что выросший в иммиграции сын подарил "такую чудную, такую душистую" внучку Шанету... Но не хотел он себя списывать, для его жизненной "баранки" еще "красный" не зажегся. Но надо было решать, в какую сторону повернуть, чтобы на этот "красный" не напороться. В его годы, как понимаете, даже одесситу трудно быть веселым. Но находчивым?..
И Ефим придумал, что школа, аналогичная той, в которой он работал, может быть в Бруклине, мало того поближе к дому, и пришел с идеей к декану факультета Continue Education Кингсборо-колледжа Солу Кацу. "В Лонг-Айленд-сити, сказал он ему, нехватка студентов оттого, что место это на отшибе и добираться туда людям неудобно. А у нас весь транспорт, и Белт-парквей рядом, а главное такое множество общин, такое множество иммигрантов, желающих стать таксистами! Успех гарантирую!" бодро так, как положено если не веселому, то находчивому.
Декан сам вроде человек находчивый. Во всяком случае, руководителю, отвечающему за переквалификацию уже зрелых людей, всегда нужен свежий ход. И сказал он: "ОК". Мало того, зная, что открытие школы при колледже невозможно без собственного учебника, соединил Ефима с профессором английского языка Леонорой Черняховской на предмет написания оного. Они вдвоем его и написали за 8 месяцев. The Taxi Institute Training Manual! 250 страниц!
Господи! Чему там учить, если у человека есть водительские права садись за баранку и езжай! говорю.
Ефим смеется: "А как насчет того, чтобы знать огромный город, все дороги, мосты и тоннели? Как насчет того, чтобы знать историю Нью-Йорка, его достопримечательности, основные хотя бы учреждения, отели, университеты, музеи и прочее? А знал бы ты, сколько есть особых правил у таксистов: где сажать пассажиров где не сажать, где можно стоять где нельзя, что делать, если не платят, куда сдавать забытые вещи, как помогать пассажиру с багажом, больному, инвалиду, беременной женщине если вдруг... Нынче, чтобы стать таксистом в Нью-Йорке, чтобы сдать экзамен в этой самой TLC, знать и уметь нужно очень много.
То есть тяжела и неказиста жизнь нью-йоркского таксиста.
Рифму на "журналиста" сменить не хочешь? Всякая работа тяжела. Но если в радость денежную или душевную... А если уж и то, и другое...
Вот с этой радости Ефим добавил к учебнику еще и разные другие, лично им разработанные пособия, и учебные планы, и методички, и контрольные тесты, и прочее, без чего учебного процесса не бывает. И скажу по секрету: при этом он компьютер освоил.
Чуть не забыл: для открытия новой школы в государственном колледже нужны еще и "добро" от Управления образования штата, и строка в штатном бюджете. Ефим лично обошел всех политиков Бруклина, всех убедил.
В общем, сам себе создал школу, рабочее место по душе. У него штат, у него классы, у него каждый месяц по 30 выпускников.
А его директорский кабинет смотрит окнами на Атлантический океан, переплыви который Одесса будет. Ефим Выдомский уже не раз его переплывал. Как же член Всемирного клуба одесситов. У них у всех, как в том городе и на Брайтоне говорят, "вид на море и обратно". И всегда транспортное средство: "потемкинские" детская коляска и "еврейский броневик", большие корабли и самолеты, и желтые такси, в конце концов. Им главное двигаться.
Владимир ЧЕРНОМОРСКИЙ.
"Новое русское слово".
Фото Михаила ФИШБЕЙНА, Михаила РЫБАКА.