Номер 45 (1290), 27.11.2015
Игорь Потоцкий - друг нашей газеты с самого первого ее номера. И первая сенсация, произведенная нами, тоже связана с ним. Этой истории без малого четверть века, и это существенный момент, ибо произойти она могла тогда и только тогда, в самом начале 1990-х, когда многое из прежде запретного становилось реальностью.
А все началось с того, что к Игорю, который в ту пору работал консультантом Союза театральных деятелей Украины, пришла миловидная девушка и задала вопрос: есть ли в Одессе эротический театр, в котором она хотела бы попробовать свои силы. В ту пору даже в Москве эротические театры только начинали создаваться, но Игорь в шутку решил сымпровизировать, и начал рассказывать, что, дескать, такой театр в Одессе вот-вот откроется, а пока его режиссер ищет репертуар и готовит почву для открытия.
- Девушка, - вспоминал впоследствии Потоцкий, - слушая мои выдумки, хлопала большими ресницами, под влиянием чего я внезапно принял решение: эротическому театру в Одессе быть! Понятное дело, выдуманному, потому что открыть ТАКОЙ театр в реальности в ту пору в Одессе вряд ли позволили бы. Не забывайте, что дело происходило весной 1991-го, еще при советской власти и обкоме партии.
Этой идеей Игорь поделился со мной, и я сразу понял, что это именно то, что нужно юной газете, которая хочет привлечь к себе внимание читателей, в первую очередь, молодых. Ведь изначально "Порто-франко" создавалось как молодежное издание. Вот мы и решили: "эротическому театру" быть! А что виртуальному, так это еще интереснее. Начало 1990-х вообще было периодом авантюр!
Быстро придумали название театра - "Ночное свидание", определили, что героиню будут звать Наташа Румянцева (почему именно так - за давностию лет забылось), а автором статей о театре будет некий журналист Аркадий (самое одесское имя!), а вот фамилию его я предложил составить из фрагментов фамилий наших жен. Так "родились" и новый "театр", и новая "звезда", и новый "журналист" - Аркадий Слободаев.
Первая же публикация имела неожиданно баснословный успех. Газету с материалом размели буквально за два часа. Впрочем, скорее всего, по несколько иной причине, чем наши таланты выдумщиков. Дело в том, что на первой странице была помещена фотография обнаженной девушки (очень, кстати говоря, красивая, и я бы даже сказал, целомудренная). Но, поскольку такого в нашей прессе еще не было, то народ бросился в киоски. А заодно узнал и об эротическом театре "Ночное свидание" и его главной героине.
А потом началось непредвиденное. К Игорю в Дом актера стали приходить... подруги Наташи Румянцевой. Те, кто с ней якобы выступал на сцене. Одна девушка, по кличке Великолепная, которая, как говорили, обслуживала только генералов и проверяющих из Центра, но, ко всему прочему, была еще и заядлой театралкой, рассказала, что она наконец-то увидела Наташу Румянцеву.
- Я думала, что она покрасивее, а она так себе, финтифлюшка, - вынесла приговор Великолепная.
Потом пришел один заслуженный артист.
- Представляешь, - сказал он Игорю, - в Одессе открылся эротический театр. Может, сходим? Думаю, что ничего интересного они не делают, но кто знает...
А потом и московский поэт Вадим Черняк спросил, когда приехал в Одессу:
- А где у вас продаются билеты на эротический театр? Неужели в театральных кассах?
Дальше - больше. Войдя во вкус, мы произвели на свет и фрагмент сценария, по которому якобы был поставлен первый спектакль театра. Нашелся и композитор, на сей раз вполне реальный, который согласился поддержать нашу шутку. Это был Игорь Юсим, интервью с которым придало видимость реальности существования Наташи Румянцевой и ее коллег.
В Одессе постепенно стали все больше и больше судачить об этой самой Наташе Румянцевой. Сначала слухи были облаком, потом стали тучей. Только питерский актер Евгений Ганелин, товарищ Потоцкого, посмеивался:
- А почему бы ваш эротический театр не прокатить по всей стране?!
Самое занятное, что нашлись администраторы, готовые к организации таких гастролей. Причем это были люди, в своем деле весьма поднаторевшие. Они стали одолевать нас вопросами, где же найти руководителя театра, чтобы договориться о гастролях. Пришлось выдумать, что, вообще-то говоря, коллектив не совсем одесский, а базируется в области, и поэтому связь с ним у нас односторонняя: благо, в ту пору не то что мобильники, но даже обычные телефоны были далеко не в каждой квартире. Вот так, все время придумывая разные причины отсутствия связи, нам удавалось некоторое время дурачить даже опытных администраторов.
Эта таинственность порождала еще больше слухов.
Какой-то кинорежиссер небрежно заметил, что, дескать, "ваша хваленая" Наташа Румянцева не прошла у него пробы к фильму, поскольку она - самоучка, а ему нужны профессионалы.
Артистка театра кукол сообщила, что хочет записаться в труппу эротического театра, ибо там зарплата в два раза больше.
И даже ныне покойный режиссер Юлий Гриншпун (бывший в конце 1980-х худруком нашего Театра музкомедии, говорил Игорю, что вот появился какой-то эротический театрик, в котором нет профессионалов, а из него, как из мухи, раздувают слона.
- Но все равно интересно было бы посмотреть на эту самую Наташу Румянцеву, - признался он.
Какие-то остряки даже придумали, будто Румянцева прежде была комсомольским работником...
Апофеозом же этой истории стал звонок одного некогда очень известного в городе администратора. Он с радостью сообщил мне, что "имел разговор" с директором эротического театра, и они договорились о гастролях. Меня же администратор попросил написать рекламную статью, которую будут размещать в газетах тех городов, где запланировано провести гастроли. Кто был этот "директор", так и осталось для нас загадкой, но после данного сообщения стало ясно, что дело пахнет скандалом и эту историю пора заканчивать. Что мы и сделали, перестав публиковать статьи о Наташе Румянцевой и ее коллективе. А на вопросы, куда же делась наша героиня, отвечали, что, дескать, Аркадий Слободаев уехал за кордон, из-за чего мы потеряли связь с "Ночным свиданием".
Вот так и завершилась история с одесским "эротическим театром".
Иногда, когда мы видимся с Игорем, вспоминаем о совместном розыгрыше. Как молоды мы были!
Александр ГАЛЯС.