Номер 45 (790), 18.11.2005
НАШИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ
Чем дольше я живу в Америке, тем больше удивляюсь такому парадоксу: среди нас столько талантливых людей, которые не растратили своего темперамента и не потеряли желания творить доброе, вечное и очень профессиональное дело. А мы сломя голову несемся на концерт заезжих звезд, не замечая, что иной раз они нас и не очень-то уважают. И своих же, которые ходят среди нас, протяни руку и дотронешься не ценим или не знаем... Почему? У них и послужной список солидный, и опыт огромный. Но эти люди должны в сотый раз доказывать, что они состоялись. Они это доказывают, но сколько же на это уходит сил и времени?
В Америке Эдуард Каменецкий тринадцать лет и десять из них в очень тяжелом и безумно интересном бизнесе рекламном.
Эдик, как ты выстоял эти десять лет?
Прежде всего, это заслуга моих друзей Юры Радзиевского и Юры Макарова. Они меня буквально с двух сторон, подперев своими плечами, внесли в этот бизнес. Я, может быть, и не потерялся бы, но и не достиг бы такого уровня, как сегодня.
Расскажи, как ты придумал рекламный сериал: "Сходи к Хасиди" и "До встречи в новостях Сюзан Левит".
Прежде всего, дело в команде, которую я создал. Я думаю, что мало написать, надо воплотить это на экране. Была создана BelKam-студия...
Это Беликов и Каменецкий? Как вас судьба свела с Сашей Беликовым? Вы такие разные.
Вот поэтому мы и сошлись. Нас объединяет влюбленность во все, что мы делаем. Когда начинаешь какое-то дело, то лучше договориться на берегу. Мы договорились и свято соблюдаем все основные пункты: Саша никогда не возникает на моей территории, а я на его. Все переговоры с заказчиками я веду сам, а Саша очень тактичен, и не было случая, чтобы он высказал недовольство. Мы ладим, и это очень важно для дела, для творчества. Впервые на русском рекламном маркете мы создали сериал, и фраза "Сходить к Хасиди это вопрос? Нет, это ответ" стала как бы шлягером.
Как ты относишься к заказчикам, которые диктуют тебе свои условия, если они совершенно не совпадают с твоим видением?
Я заказчиков не выбираю они выбирают меня. Если меня просят сделать что-нибудь попроще, я сделаю, но... Мы с Сашей вкладываем душу в каждую работу. В моей жизни и творчестве есть одно правило я не повторяюсь. Если начну повторяться, то как творческая единица умру. Свои черновики я никогда не храню, а по окончании проделанной работы уничтожаю. Зачем хранить, я могу другое написать.
Ты писал миниатюры для Клары Новиковой и Геннадия Хазанова, писал для КВН, у тебя очень богатое прошлое, а настоящее тебя устраивает?
Жизнь диктует свои законы. Большой путь пройден мною, много интересного я повидал, да и сам принимал участие в создании творческих проектов. В 1987-90 гг. я был одним из тех, кто возрождал фестиваль "Золотой Дюк" в Одессе. Я встречал много интересных людей. В свое время прекрасный режиссер Петр Тодоровский привез в Одессу фильм "Интердевочка". Он в кинотеатре в поселке Котовский шел трое суток без остановки. Я представлял этот фильм, Петр Ефимович рассказывал о съемках, играл на гитаре, пел... И так трое суток. С фильмом "Бин-дюжник и Король" я объехал всю Россию. Сегодняшняя жизнь приносит свои сюрпризы и они разные. А вообще, я многое успел сделать и здесь.
Эдуард, твой тесть Симон Симаров. Кто в Одессе не знал этого конферансье! На его дочери Иве ты женился в 1974 году. Как две творческие личности уживались под одной крышей? Симаров не давил на тебя своим авторитетом?
Симон человек старой эстрадной школы. Тогда интеллигентность и хороший вкус были в моде. Он долгое время тактично предпочитал не знать, чем я занимаюсь. Но вот однажды меня пригласили провести в одесской филармонии концерт. Для Симарова филармония это был уровень. Он тихо пришел на концерт, сел в последнем ряду... Дома он мне сказал: "Ты можешь". И доверил писать для него тексты.
Как давно ты связан с КВН?
Давно. Я был в 8-м классе, когда команда одесских КВНщиков появилась на всесоюзном экране. Мне все это очень нравилось, и я очень хотел писать для них. У меня это получалось. Но когда я окончил школу, то не мог своим родителям сказать, что хочу быть режиссером, и поехал в Душанбе, в политехнический институт. Но судьба, видно, не хотела с этим мириться и постоянно возвращала меня на мой путь. Мой дядя, у которого я жил в Душанбе, познакомил меня с режиссером местного телевидения, тут все и завертелось. Я стал писать серьезно, создал сборную институтскую команду КВН. В Одессу я вернулся уже с хорошим багажом.
Эдик, а какие требования ты предъявляешь к друзьям?
Прежде всего, я предъявляю требования к себе и всегда делаю первый шаг навстречу. Если человек не понял, не оценил или ответил мне хамством, то второго шага я уже не сделаю. Мы долгие годы дружим со Славой Познянским, Юрой Макаровым, Юрой Радзиевским. Это уже дружба, проверенная десятилетиями, и, думаю, это до конца наших дней.
Ты бы хотел изменить мир?
Искать точку опоры, чтобы его перевернуть, нет смысла. Многие безуспешно пытались это сделать. А вот спокойствия в мире хотелось бы. И еще хотелось бы, чтобы мой внук рос в мире добра и любви. Он чудный, любознательный ребенок, в свои полтора года знает, что такое камера, как держат микрофон, и своим кумиром выбрал Валерия Леонтьева. Я хочу, чтобы каждое утро ребенка действительно было добрым, и мир наполнялся прекрасными красками спокойной жизни.
Искренне Ваш, Эдуард Каменецкий.
На фото М. ФИШБЕЙНА: Клара Новикова и Эдуард Каменецкий;
на театрализованном представлении.