Номер 41 (837), 20.10.2006
РЕПОРТЕР ПОЛУЧИЛ ЗАДАНИЕ...
"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" считал поэт. Пушкину было хорошо: ему за строчку платили золотом. А что сегодня может получить автор за свои творения? Поисками ответа на этот вопрос я и занялась по заданию редакции.
СТИХИ ПИСАТЬ ДАНО ТАК МНОГИМ
Написав стихотворение, то ли под пылом любовного жара, то ли под впечатлением приятного путешествия, а то и вовсе от скуки, стихотворец первым делом бежит в периодические издания. Выходят они часто, печатают много. Авось, и гонорарец отстегнут за шедевр. Однако стихов, как таковых, печатать редакторы не стремятся. Хотя и зарегистрировано в Одессе больше 500 периодических изданий, вряд ли у них публикации своего стихотворения, даже гениального, дождешься. Что уж говорить о гонораре?!
ДОЗА ПРОЗЫ
Ладно, займемся прозой. Написать рассказик милое дело. Фельетон уже посложнее. Потому и юмористы всегда в цене. А вот что делать серьезному прозаику? Казалось бы, посылай свой шедевр в столь же серьезный журнал. Но это только так кажется. "Толстым" журналам, даже знаменитым российским, в наше время выживать крайне тяжело. Потому напечатать твой рассказик "за подписку" они еще согласятся, а платить не хотят. Разве что для успокоения пять авторских экземпляров пришлют, чтобы народу окружающему дарили, журнал рекламировали.
СКОЛЬКО СТОИТ РОМАН?
Раньше, в советские времена, более-менее качественных писателей печатали в госиздательствах. Сейчас писатели предлагают свои творения непосредственно издателям, которые на свое усмотрение решают судьбу произведения.
В 1990-х годах к нам в литературный институт пришла редактор издательства "АСТ" и предложила написать cоциальный роман. Потом были заказы на детектив, детскую повесть о любви, сказку с отечественным героем. Причем выполнить заказ надо было не позднее, чем за три месяца. Требовалась простота изложения и наличие конфликта. За произведение в 6 авторских листов предлагалось вознаграждение 300 у. е. Автору оставалось одно не мудрствуя лукаво, подавать чтиво, рассчитанное на среднего, не отягощенного интеллектом человека.
Так что, если вы хотите получить деньги за роман, пичкайте сюжет кровавыми сценами, интригами, разборками и дуэлями. Издатели такое любят. Со временем от 300 у.е. вас поставят на процент. И вы станете давать автографы на книжных ярмарках.
Но если вы осмелились написать серьезную вещь, не подпадающую под вышеуказанные параметры, Бог вам в помощь. Потому что на такие произведения найти издателя, кроме толстых журналов, практически невозможно. Хотя есть вариант стать лауреатом прозаического конкурса, чтобы получить средства на издание книги.
ЗАПУТАЙТЕ ПОДРОСТКА
Что ж, со взрослой литературой почти все ясно. А как же современные Барто и Маршаки? Детская литература это тоже жила. Только надо сочинять "ужастики". Пару пугалок, пару страшилок, превращений, кошмаров и счастливый конец. Считайте, что 500 у.е. у вас в кармане. Можно еще заняться детективами для подростков. Главное, придумать запутанное дело и распутывать его всю книгу, а то и нескольких книг. Со сказками, добрыми и милыми, в издательства даже не приходите. Заметьте, кстати, что даже в народных сказках полно ужасов: то Колобка съели, то голову царю отрубили, то в кипяток кинули.
И насчет стихов уж если не писать не можете, то желательно побольше хулиганства. Дети и взрослые это очень любят, потому так популярны книги Остера "Вредные советы".
КОМУ НУЖНА "ЖЕЛТАЯ ЖОПКА"
Что касается стихов и сказок для самых маленьких, то сегодня это очень раскрученная ниша. Для малышей книжки покупают. Потому даже "сю-сю, му-сю", или как в литературе это называется, "желтая жопка", идет на "ура!". Я знаю издательство, которое тиражирует такие сопливые стихи и имеет хорошие прибыли. Хотя дети сюсюканья с ними не любят. Взрослые же не помнят, какими они были в этом возрасте, и покупают все, что ни попадя, больше обращая внимание на внешний вид книжки, чем на ее содержание. Кстати, детские книжки сейчас в большей степени стали игрушками или методическими пособиями: с наклейками, глазками, куклами. Под них и просят писать стихи. Не книжки делают под произведение автора, а уже автор пишет под внешний вид книжки. Причем написать надо так, чтобы издателю понравилось. Или найти такого издателя, которому вы нравитесь. Правда, понравившись, вы можете также надоесть. И тогда снова окажетесь на "вольных хлебах".
Так что литературой сегодня способны зарабатывать только те, кто попал в струю, нашел серию, издателя и читателя. Кому повезло, кто талантлив в своей области и кого заметили. А для этого нужно идти, падать, вставать, спотыкаться, лезть на вершину и, упав с нее, забираться на другую. Потому как нести свой крест творческому человеку очень нелегко, несмотря на лавры, которые иногда все же перепадают за удачное сочинительство.
Инна ИЩУК.