Номер 25 (1369), 14.07.2017
Одесский национальный филармонический оркестр провел уже в четвертый раз Международный музыкальный фестиваль Black Sea Music Fest, увеличив на этот раз количество концертов с трех до четырех.
Каждый фестивальный вечер художественный руководитель и главный дирижер оркестра, народный артист Украины Хобарт Эрл уверенной рукой, красивым жестом вел оркестр, словно корабль, по океану музыки. В этот раз музыкантов поддержал Фонд Пантелеймона Бумбураса.
На открытии прозвучало 26 музыкальных номеров Эдварда Грига к драме Генрика Ибсена "Пер Гюнт" в версии Михаила Плетнева. Публика в совершенно новом контексте восприняла хрестоматийные "Песнь Сольвейг", "Смерть Озе". Тролли, кобольды и гномы пели хором (консерваторским, разумеется), драматические отрывки от имени незадачливого главного героя, хулигана и странника, зачитывал баритон Юрий Дударь, театральные приемы использовались минимально (круглые вязаные шапочки на разбойниках и другие мелочи), но эффект был потрясающим.
На фестивальном экваторе, под аккомпанемент грозы за витражными окнами, состоялся украинско-литовский вечер.
Первое отделение было отведено абсолютному гению украинской музыки Евгению Станковичу (жаль, композитор не смог приехать в Одессу из-за нездоровья). Оркестровый триптих из балета "Ночь перед Рождеством" и Третий концерт для скрипки с оркестром (солировал блестящий виртуоз Валерий Соколов) во многом перекликались с литовской музыкой второго отделения - фольклорные мотивы, отдалённый звон колоколов и ощутимое дыхание сельской природы плюс мудрость философская, которой обладают по условию лучшие композиторы всех стран.
Музыка Микалоюса Чюрлёниса, бесспорного литовского классика, была представлена симфонической поэмой "В лесу". А современная литовская музыкальная культура присутствовала в концерте благодаря гостям из Литвы, композитору Анатолиюсу Шендеровасу и виолончелисту Давиду Герингасу.
История творческих и человеческих взаимоотношений двух талантливых литовцев началась в далеком детстве. Отец Шендероваса преподавал игру на виолончели, и среди его первых учеников был маленький Давид Герингас. Успехи юных виолончелистов из папиного класса не очень вдохновляли Толю, его виолончель отправилась на склад, а в итоге мальчик стал известным композитором. Для Герингаса в 2002 году им был сочинен концерт для виолончели с оркестром, получивший название Concerto in Do и прозвучавший на одесском фестивале.
- Музыка бывает крепкой и слабой, как кофе, - говорит композитор. - Я предпочитаю кофе чаю, и от своих врачей знаю, что кровяное давление у человека постоянным быть не может, в каждую секунду возникает другая цифра, другой показатель. Если ваша музыка подобна крепкому кофе, она придаст слушателям тонус!
Концерт в Одесском оперном театре прошел с участием сопрано Татьяны Мельниченко, выпускницы нашей консерватории. Вокальному мастерству Татьяна училась у доцента Ларисы Петровой, профессоров Алисы Джамагорцян и Людмилы Ивановой. Период 1996-2005 годов был для Татьяны временем наибольших успехов. Она побеждала на многих престижных международных вокальных конкурсах. Во французской Тулузе завоевала Гран-при; получила из рук всемирно известного тенора Хосе Каррераса первую премию на конкурсе имени Хулиана Гайарре в испанской Памплоне; стала лауреатом первой премии на конкурсе имени Антонина Дворжака в чешских Карловых Варах и лауреатом 2-й премии в бельгийском Вервье. Перечислять все награды пришлось бы слишком долго, ведь Татьяна Мельниченко - обладатель 15 лауреатских званий. Хосе Каррерас назвал ее "настоящей оперной певицей, поющей сердцем".
В 2000 году великий испанский тенор Альфредо Краус пригласил Татьяну Мельниченко на стажировку в Школу Музыки королевы Софии в Мадриде, которую она закончила уже в классе прославленной меццо-сопрано Терезы Берганцы. Татьяна Мельниченко выступала во многих знаменитых концертных залах Европы, ей рукоплескали Берлин, Мадрид, Барселона, Брюссель, Женева, Дюссельдорф... А на родной сцене, где она когда-то дебютировала в "Евгении Онегине", блеснула особой гранью своего таланта, исполнив музыку Рихарда Вагнера ("Смерть Изольды") и Рихарда Штрауса ("Отход ко сну", "Сентябрь"). Великолепный, красочный голос взбодрил публику не хуже чашки кофе по-венски!
Завершился фестиваль в Большом зале филармонии, где с НОФО выступили скрипач Дмитрий Берлинский и пианист Вадим Руденко. В программу вошли только произведения Чайковского, и это понятно: вечер посвящался памяти доктора искусствоведения, ведущего сотрудника Государственного мемориального музея-заповедника Чайковского Полины Вайдман, которая в течение 43 лет была хранителем архива Петра Ильича, приняв его из рук его внучатой племянницы Ксении Давыдовой. "Итальянское каприччио", Концерт для скрипки с оркестром и, наконец, знаменитый Первый концерт для фортепиано с оркестром - музыкальное пиршество, безусловно, удалось. И удивляться не придется, если через год любимый оркестр порадует нас уже пятью фестивальными событиями.
Виолетта СКЛЯР.