Номер 23 (1019), 18.06.2010
Давно уже хотел сделать репортаж о работе милиционеров в поездах; посмотреть, как они трудятся, так сказать, "в полевых условиях". А тут как раз подвернулась командировка, да еще в преддверии профессионального праздника транспортной милиции (5 июня). Как говорится, и карты в руки! Связался с пресс-службой Управления МВД Украины на Одесской железной дороге (кстати говоря, одной из самых активных в регионе) и вот перед отъездом в столицу знакомлюсь со старшими сержантами милиции Романом Лаптевым и Алексеем Вергуном. Они и стали моими проводниками в то закулисье (выражаясь театральным языком), которое остается неизвестным пассажирам поездов, но благодаря которому обеспечивается безопасность поездки.
Работа для наряда, сопровождающего поезд, начинается задолго до того, как объявляется посадка. Первым делом - инструктаж, где особое внимание уделяется ориентировкам на граждан, которые по разным причинам находятся в розыске. Потом в дежурной части выдают оружие, спецсредства, рацию. И уже в полной экипировке - на вокзал.
Первая беседа - с начальником поезда. Разговор идет, как правило, о профилактике, о совместной работе. После этого обход по перрону, короткие беседы с проводниками; посадку тоже следует контролировать, пассажиры бывают всякие. Случается, что люди садятся в поезд уже в "подогретом" состоянии. В таком случае милиционеры не ждут, пока алкоголь проявит себя в каких- то неадекватных поступках, а проводят с подобными гражданами профилактическую беседу: лучше предупредить. Впрочем, в "Черноморце" подобное случается редко; этот состав, можно сказать, одна из витрин Одесской железной дороги.
Но вот состав тронулся. Минут через сорок, когда пассажиры уже устроились, проводники собрали билеты, и во многих купе проходит процесс чаепития, наряд начинает свой первый обход. Интересное наблюдение: когда мимо проходят милиционеры, люди как-то невольно подтягиваются. А вот и первый нарушитель: молодой человек курит в тамбуре.
- А разве нельзя? - удивляется он.
И вот тут выясняется любопытное обстоятельство. Дело в том, что в т. н. нерабочих тамбурах (те, которые в конце вагона) пепельницы приварены и обозначено "Место для курения". Сейчас, после полного запрета курения в поездах, не во всех вагонах их успели демонтировать, а предупреждение о запрете висит высоко, так что некоторые люди его просто не замечают. Как не заметил молодой курильщик. Но, поскольку он не стал "лезть в бутылку", а пообещал впредь закон не нарушать, то милиционеры ограничились устным предупреждением. Кстати, и инструкция такова, что сперва следует нарушителей порядка предупреждать. А вот случается рецидив, - тогда уже принимаются меры.
Забегая вперед, скажу, что на обратном пути сыскалось двое нарушителей, которые проигнорировали замечание милиционеров, и на обратном пути их застукали за тем же занятием. Расплата наступила немедленно. Были составлены административные протоколы (в присутствии двух понятых), которые потом сдали командиру, и данные о нарушителях уже введены в компьютерную базу. Так что теперь, если эти граждане не перестанут искушать судьбу, им уже придется раскошеливаться на сумму от 85 до 340 гривен. Кстати, аналогичная процедура предусмотрена в случае распития спиртных напитков, включая пиво. Но об этом народ, по всей видимости, знает лучше, поскольку попыток нарушить сей закон в нашем рейсе не наблюдалось.
Опять-таки, забегая вперед, скажу, что рейс выдался достаточно спокойным. Хотя, как рассказывали Роман и Алексей, случаются и эксцессы. Некоторые граждане, когда им делают замечания, прямо-таки "лезут в бутылку"; особенно, если успели крепко принять на грудь. Для таких имеется острастка: наручники и оформление протокола - со всеми вытекающими отсюда печальными (для нарушителя) последствиями.
А вот Алексею Вергуну довелось ловить вора. Было это в поезде Одесса-Пшемысль. На обратном пути в районе Котовска один из пассажиров обнаружил пропажу денег. По описанию, возможным похитителем мог быть крупный мужчина. Милиционеры с начальником поезда начали обход и обнаружили между вагонами человека, похожего по описанию на вора. Впрочем, и без того сомнений не было: ибо что делать нормальному пассажиру в таком месте? А вот поездные воры, совершив кражу, пробираются сюда и ждут, пока поезд сбросит скорость. Тогда спрыгивают, а там уже - ищи ветра в поле. Начальник поезда сорвал стоп-кран, и началась погоня. Мужик, действительно, оказался неслабый, так что пришлось применить боевой прием. Потом говорили, что задержанный был мастером спорта по борьбе. Но милицейская выучка оказалась не хуже...
Приезд на станцию назначения не окончание работы. Во-первых, надо дождаться на перроне, пока поезд не оставил последний пассажир, потом выяснить, не оставили ли пассажиры вещи в вагоне. Если же за вещами никто не приходит, то начальник поезда в присутствии милиционеров составляет акт, затем вызывается местный наряд милиции, и вещи передаются ему. Ну а затем - в депо, охранять состав. Чаще всего озоруют пацаны; любят юнцы оставлять на вагонах свои художества, а случается, что и резинки снимают с генераторов. Так что и тут нужен глаз да глаз. А сон? Он в наряде - поочередный.
Что говорить, даже в спокойном, в общем-то, рейсе ощутимей стало, насколько непростая работа у сотрудников транспортной милиции. Положа руку на сердце: многие ли из нас могли бы выдержать такой график, когда ночь превращается в день, а день - в ночь?! А вот у "моего" наряда стаж службы уже немалый: Роман служит восьмой год, а Алексей - одиннадцать. Причем, что характерно, выбор был осознанный. Алексей пришел в милицию сразу после армии. Путь Романа - несколько дольше. Хотя отец его - сотрудник МВД, но сын не сразу пошел по отцовским стопам. Но теперь о своем выборе нисколько не жалеет.
Не могу удержаться от вопроса: все-таки служба в транспортной милиции - это большая часть жизни на колесах, сбитый распорядок дня, бессонные ночи и т.п. Как на это реагируют жены?
- Так ведь знали, за кого шли, - улыбаются оба милиционера.
Александр ГАЛЯС.
Одесса-Киев-Одесса.