Номер 21 (1315), 10.06.2016

ВОПРОС - ОТВЕТ

В связи с внесением изменений в Порядок назначения и предоставления населению жилищных субсидий предлагаем нашим читателям разъяснения, предоставленные Департаментом труда и социальной политики.


23 апреля 2016 года согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 319 внесены очередные изменения в Порядок назначения и предоставления населению жилищных субсидий. О наиболее важных читайте ниже.

1. Гражданам, которые имеют льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг и обращаются за субсидией, не будут начислять соответствующие льготы на период получения субсидии. В связи с этим с мая 2016 года осуществляется перерасчет действующих субсидий, которые рассчитывались с учетом льгот.

2. Предусмотрено назначение субсидии на услуги по управлению домом (с учетом требований Закона Украины "Об особенностях существования права собственности в многоквартирном доме").

3. Предоставлена возможность при назначении субсидии детским домам семейного типа и приемным семьям учитывать количество детей, которые фактически проживают, но не зарегистрированы с момента создания такого дома или семьи.

4. Дополнена норма по назначению по решению комиссии лицу, которое не зарегистрировано, но фактически проживает в жилом помещении (доме) на основании договора найма (аренды) жилья, при условии, что такому лицу начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги. Это вызвано тем, что в случаях, когда при отсутствии приборов учета коммунальных услуг количество зарегистрированных в жилом помещении лиц отличается от количества лиц, которые арендуют жилье, усложняется расчет жилищной субсидии из-за несоответствия стоимости услуг. Таким образом, плата за услуги должна начисляться на то количество человек, которые арендуют жилое помещение. При этом не требуется открытие личных счетов на оплату услуг на лицо, которое арендует жилье.

5. Для граждан, которые получают (получали) стипендию, социальные выплаты (помощь при рождении (усыновлении) ребенка, до достижения ребенком трехлетнего возраста, по уходу за ребенком-инвалидом возрастом до 18 лет, инвалидом I или II группы вследствие психического расстройства, помощь по безработице) и имеют право на получение субсидии, в том числе на основании решений комиссий, при определении совокупного дохода лиц, которые зарегистрированы (фактически проживают) в жилом помещении (доме), учитываются фактические размеры стипендий и социальных выплат. Раньше фактические размеры социальных выплат учитывали и гражданам, которые осуществляли уход за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также которые предоставляют социальные услуги.

6. Не будет включаться в совокупный доход при назначении субсидии государственная социальная помощь на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и ежемесячная адресная помощь внутренне перемещенным лицам для покрытия расходов на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг.

7. Исключена норма, касающаяся возможности назначения субсидии на основании доходов за предыдущие три месяца перед месяцем обращения, в котором назначается субсидия, а также по учету размера пенсии за последний месяц перед обращением.

Теперь субсидия рассчитывается на основании дохода лиц за предыдущий календарный год, а субсидия для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, которая назначается в I квартале, - на основании дохода за первые три квартала предыдущего календарного года.

8. Для физических лиц-предпринимателей, которые выбрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога первой группы, независимо от полученного (неполученного) дохода в совокупный доход за каждый месяц учитывается на уровне двух размеров прожиточного минимума, установленого для трудоспособных лиц на соответствующий месяц (ранее - 1), для физических лиц-предпринимателей, которые выбрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога второй группы, - трех размеров прожиточных минимумов (ранее - 2) установленного для трудоспособных лиц, для физических лиц-предпринимателей, которые выбрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога третьей группы, - четырех размеров прожиточных минимумов (ранее - 3), установленного для трудоспособных лиц.

9. Для трудоспособных лиц (кроме лиц, которые учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведениях и проживают вместе с родителями или другими членами семьи; лиц, призванных на срочную военную службу), среднемесячный доход которых на протяжении периода, за который определяется совокупный доход, меньше от прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на такой период, в расчет субсидии за каждый месяц указанного периода определяется месячный доход на уровне двух прожиточных минимумов (до 23.04.2016 г. доход учитывался на уровне одного прожиточного минимума), установленных для трудоспособных лиц в соответствующем периоде. В отдельных случаях по решению комиссии для лиц, которые проживают в семьях, что оказались в сложных жизненных обстоятельствах, в расчет субсидии может включаться месячный доход на уровне одного прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде.

10. Субсидия для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается с месяца обращения за ее назначением до конца отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев. Поскольку отопительный сезон заканчивается 30 апреля, то субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, которые будут назначаться в мае 2016 года - апреле 2017 года (в том числе на следующий период без обращения граждан), будут назначены до апреля 2017 года.

Субсидия для возмещения затрат на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, как и раньше, назначается на календарный год. Постановлением отменена норма, которая касается назначения субсидии на приобретение твердого топлива и сжиженного газа на следующий период без обращения граждан. В связи с этим, если субсидия на приобретение твердого топлива и сжиженного газа лицам, которые получали субсидию в 2015 году, не назначена на 2016 год до вступления в силу Постановления, для ее назначения должны быть поданы заявление и декларация. При этом субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг рассчитывается с января 2016 года.

При наличии договора найма (аренды) субсидия назначается по месяц, в котором заканчивается срок действия договора найма (аренды). Назначение субсидии на следующий период осуществляется на основании заявления и декларации.

11. В случае указания в декларации других полученных доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, Пенсионном фонде Украины, фонде социального страхования и нет возможности подтвердить такие доходы справкой, к декларации прилагается письменное объяснение заявителя с указанием их размера.

(Окончание - в следующем номере.)