Номер 16 (1456), 9.05.2019
Воспоминания известного одесского музыканта, режиссера, продюсера, основателя и художественного руководителя Международного фестиваля-конкурса юных талантов "Звёздочка" Александра СТЕПАНОВА "Моё одесское детство", которые мы публиковали в прошлом месяце (см. "Порто-франко" от 4, 11, 18 и 25 апреля с. г.), вызвали такой читательский резонанс, что мы предложили автору продолжить свои заметки. Но уже под новым названием, которое более соответствует описываемому периоду.
МИХАЛКОВ, БАШМЕТ
И "КУЛЬТМАССОВЫЙ СЕКТОР"
Когда я учился на первом курсе Одесской консерватории и сидел за одной партой со своей будущей женой Катюшей Добренко, одногруппники почему-то выбрали нас в "Культмассовый сектор". Это означало, что нам с Катей следовало быть в курсе культурных событий города и знакомить с этими событиями других студентов. Но мы согласились, эта общественная нагрузка совсем не нагружала, а даже наоборот, она давала возможность быть вместе ещё и после занятий. С сознанием важности поставленной задачи мы посещали все концерты и выставки, театры и музеи. Конечно, билеты на "общественные мероприятия" покупались за наш счет, но почему-то двух стипендий по сорок рублей хватало на духовную пищу, а о материальной мы тогда особо не задумывались.
Одна из концертных программ, или как ее называли "сборная солянка", проходила во Дворце спорта. В этой "солянке" участвовали Ирина Понаровская, Геннадий Хазанов и другие известные артисты. В первом отделении партер, где мы сидели, был не совсем заполнен. А после антракта публика с трибун ринулась вниз и заняла все свободные места. И вот мы с Катюшей видим, что в первом ряду после антракта мечется в поисках своего утраченного места, которое заняли смекалистые зрители, сам Никита Михалков! Заметив, что именитый режиссер культурно уходит, не вступая в споры с "захватчиками", мы дуэтом кричим на весь Дворец спорта: "Ни-ки-та Сер-ге-е-вич!" Михалков услышал этот крик души, а мы знаками пригласили его на единственное свободное кресло, находившееся рядом с нами. Поскольку выбора не было, а свет в зале уже погас, он принял наше приглашение, и все второе отделение, минут 50-60, провел рядом с нами. Надо ли говорить, что смотреть и слушать концерт уже было невозможно! Боковым зрением ловили мы знакомые черты и утопали в аромате французского парфума. А после концерта Михалков рассказал, что снимает в Одессе фильм с Нонной Мордюковой в главной роли, но названия пока нет. Вскоре этот фильм вышел на экраны под названием "Родня". После недолгой беседы режиссер поблагодарил нас за предоставленное место и удалился на встречу с Геннадием Хазановым.
Только после расставания "культмассовый сектор" понял, какой шанс упущен. С раннего утра стали мы звонить на киностудию, чтобы организовать встречу студентов консерватории со знаменитостью. На киностудии были удивлены, там не знали, что Михалков в Одессе. Но мы все-таки раздобыли заветный номер телефона. Оказалось, что Михалков остановился в гостинице "Пассаж". К нашему изумлению, гостиничный телефон ответил знакомым всей стране голосом. На предложение организовать творческую встречу со студентами консерватории Никита сразу согласился, единственное условие с его стороны - широкопленочный аппарат. Но в консерватории в наличии имелась лишь узкопленочная киноустановка. С остатками надежды снова звоним в гостиницу "Пассаж", Никита предлагает обратиться в Бюро пропаганды советского киноискусства (было такое). Вы не поверите, но у нас все получилось! Встреча состоялась в Доме офицеров на Пироговской. "Культмассовому сектору" выделили некоторое количество билетов для студентов консерватории, и мы с гордостью привели команду поклонников. Задавали глупые вопросы, например, такой: "Как вам удалось перевоспитать Людмилу Гурченко (которая тогда нам казалась ужасно пошлой) и создать в "Пяти вечерах" настолько непохожий на нее образ?" Михалков посмеялся нашей наивности и ответил, что Гурченко - великая актриса (с чем мы теперь абсолютно согласны), просто в каждом артисте есть разные краски, а задача режиссера - взять нужную для роли и фильма и раскрыть ее... Еще рассказывал о поездке в США с "Обломовым" и Табаковым, об их, американцев, предприимчивости. Например, "Обломов" был в одном экземпляре, но показ шел одновременно в двух кинозалах. Как? Оказывается, пленка с одной установки с помощью специального устройства сразу поступала на второй аппарат, который с опозданием лишь в несколько секунд демонстрировал фильм в другом зале. Ну а наша студенческая предприимчивость увенчалась благодарностью однокурсников.
Вторая встреча с Михалковым связана со знаменитым альтистом Юрием Башметом.
Дело в том, что первая учительница Юрия Абрамовича, Зоя Петровна Мерцалова, переехала в Одессу из Львова, где учился у нее Башмет. А моя жена училась у Зои Петровны уже в Одесской консерватории. Так как мы были неразлучны и я часто приходил на Катины уроки по специальности, можно сказать, что я тоже немножко ученик Мерцаловой. И вот, спустя годы, я попадаю на концерт Башмета в Большой зал Московской консерватории. Концерт был посвящен памяти известного офтальмолога Федорова. В зале - весь столичный бомонд, телевидение, медийные и политические фигуры. Вступительное слово произнес Михалков. А Башмет исполнил новое произведение композитора Гии Канчели. Впечатление незабываемое! После финального аккорда, пока зрители биссируют, бегу в буфет, покупаю шампанское и - к Башмету в гримерку. На пороге встречает отец Юрия Абрамовича: "Кто, откуда?" Отвечаю: "Из Одессы, от Зои Петровны Мерцаловой". "От Зои Петровны?! Как она?! Здорова ли? Проходите!" Приняли как родного...
Башмет был еще в постконцертном возбуждении и восхищенно брал, нажав на педаль рояля, аккорд, в то же время исполняя на альте виртуозные пассажи из нового произведения Канчели. При этом он умудрялся курить и запивал в паузах между игрой весь этот фейерверк пивом. Мне оставалось только восхищаться как музыкой, так и акробатикой великого музыканта.
Начинался антракт. Потянулись многочисленные поклонники. И вдруг входит Михалков. Как лазерным лучом прострелил Никита всех взглядом, оценивая ситуацию и присутствующих. Вездесущие фотографы все поняли и сразу же подошли к Мастеру за разрешением на съемку, которую он великодушно благословил, после чего направился к Башмету и обнял его как отец сына (разница в росте огромнейшая), поздравил и сказал: "Слушай, ты вылитый Аль Пачино. Тебе бы шляпу - ну совсем не отличишь. А давай-ка у меня на кинофестивале сыграешь эту роль". Так потом и произошло, многие могли видеть это в телеэфире.
"А сейчас, - сказал Михалков, - я привел к тебе девочку, она написала в наш фонд письмо, что живет в деревне, а музыкальная школа за сорок километров. Девочка очень хочет играть на скрипке, да мама не разрешает, потому что дорога до школы разбитая, одни только ямки, ямки, ямки... Юрий, помоги девочке!"
И Башмет помог ребенку. Девочка поступила в ЦМШ, ей подарили хорошую скрипку.
ШАПКА (Прелюдия)
Как и все родители, мы с Катюшей хотели для своих детей "легкой жизни". Катя - скрипачка, я - виолончелист. Что это значит? А вот что: гаммы, арпеджио, двойные ноты, упражнения, этюды... а потом - пьесы, сонаты, концерты, дуэты, трио, квартеты... и так шестнадцать лет: школа плюс училище плюс консерватория. А что дальше? То же самое всю оставшуюся жизнь.
И вдруг в школе Столярского, куда мы привели сначала нашу дочь, а потом и сына, появляется экзотичная девушка - очаровательная мулатка с легким элегантным футляром через плечо. А в футляре - о чудо! Золотой саксофон! Впервые мы ее услышали, когда я проводил телевизионные "Музыкальные гостиные" в филармонии - цикл передач под названием "Дети - детям". Девушка легко, с шармом исполняла "Замок Джанго". "Вот оно!" - подумали мы и определили нашу Аню в только что открывшийся класс саксофона М. Крупея.
Следует напомнить, что в СССР долгое время саксофон считался "буржуазным" инструментом. Поговорки типа "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!", "От саксофона до ножа - один шаг" воспринимались буквально. Инструмент дальше ресторана и цирка не пускали. Не говоря уже о преподавании в вузах - об этом и речи быть не могло!
Но в начале 1970-х Маргарита Шапошникова "пробила" стену запретов, и саксофон стал "легальным инструментом" в учебных заведениях Страны Советов. Говорят, что она играла на саксофоне в кабинете тогдашнего министра культуры Демичева в таком коротком мини, что тот не мог устоять... И Маргарита навсегда вошла в историю как "Мама советского саксофона" или в просторечии у музыкантов - Шапка.
Надо сказать, что с поступлением в школу Столярского "легкая жизнь" для нас так и не наступила. Конечно, Адольф Сакс, гениальный изобретатель целого семейства инструментов, создал очень удобную "машину", где нет необходимости покрывать все отверстия пальцами, т. е., в сравнении с другими духовыми инструментами, сакс намного удобнее и легче в овладении. Но, и это мы поняли позднее, если струнники и духовики массово востребованы в симфонических и камерных оркестрах, то сакс задействован лишь в духовых оркестрах, джаз-бендах, которых очень мало. А если в симфоническом оркестре требуется соло саксофона, то его, как правило, исполняет штатный кларнетист, который потом возвращается к своему основному инструменту. Выход один - надо быть классным СОЛИСТОМ. И мы включились в работу...
Катюша отрабатывала все задания, которые подробно конспектировала на Аниных уроках по специальности. Дополнительные уроки. Занятия без каникул и отпусков... А я (по необходимости) стал продюсером.
К этому времени за плечами у Ани были несколько лет обучения игре на фортепиано и пению, а также сценический опыт выступлений в детских эстрадных вокальных конкурсах, к распространению которых я некоторым образом причастен (автор и режиссер международных конкурсов и телепрограмм).
В 1990-х самой популярной программой на ТВ была "Утренняя звезда" Юрия Николаева. Участники первых передач мгновенно становились популярными на всю страну. Но оригинального репертуара не было, и пришлось мне самому сочинить для Анны несколько песен, в которых она и пела, и импровизировала, и танцевала, и еще исполняла соло на саксе. Осталась "мелочь": попасть на "Утреннюю звезду", что было равносильно полету в космос. Но и это произошло. Мы с Аней были в Болгарии на эстрадном конкурсе, где она завоевала призовое место и - самое важное - получила приглашение участвовать в конкурсе нашей мечты.
И вот мы, как в сказке, попадаем на съемки к Юрию Николаеву. Рядом с нами - Лариса Долина, Филипп Киркоров, Олег Газманов, Валерий Леонтьев, Александр Серов, а в жюри - Валерий Сюткин, Юрий Саульский... Аня победно проходит два тура состязания, а это значит два телеэфира на всю огромную страну. Немало для старта. Но даже не это было для нас основным событием. Главное - то, что мы в перерывах между съемками пришли в академию имени Гнесиных, где и встретились с НЕЙ...
ШАПКА (con brio)
Интереснейшие годы учебы Анны в классе Маргариты Шапошниковой стали и "моими университетами". Исполнив родительский долг - поселить, накормить, проводить на занятия и встретить, - я успевал оставшееся время посвятить еще и продюссированию. Например, организовал выступление дочери с "Вивальди оркестром" в зале имени Чайковского. Руководитель оркестра, скрипачка Светлана Безродная, задумала интересную первоапрельскую программу с различными музыкальными сюрпризами. В концерте принимали участие только женщины: Ирма Сохадзе, Роксана Бабаян, и в качестве "сюрприза" - саксофонистка Анна Степанова из Одессы. Так как в составе "Вивальди оркестра" только девушки, то пульты и контрабасы им помогал выносить единственный мужчина в программе. Полконцерта никто его не замечал. Когда же в очередной раз он поправлял микрофоны и поднимал крышку рояля, публика наконец опознала в "рабочем сцены" народного артиста России Михаила Державина, по совместительству мужа Роксаны Бабаян. Михал Михалыч артистично раскланялся под бурные овации и лишь тогда исполнил свою коронную "Морячку". Но самое интересное происходило за кулисами. Пока мы с Анной готовились к ее выходу, Державин забавлял всех байками о своем первом тесте - легендарном командарме Михаиле Буденном. А певица Ирма Сохадзе сетовала на то, как она ненавидит песню "Оранжевое небо". Роскошная женщина проникновенно исполняла романсы, блестяще аккомпанируя себе на рояле, однако публика, запомнившая ее девочкой из грузинского ансамбля "Мзиури", все требовала "Оранжевое небо".
Следующий наш проект в Московской филармонии, в котором Анна Степанова исполнила музыку для саксофона "от классики до джаза", мы репетировали с оркестром Малого театра под руководством В. Семкина. В программе - Бах, Глазунов, Паганини, Пьяццолла, Stevie Wonder и джазовый вокал на бис. Художественный руководитель театра Юрий Мефодиевич Соломин долго сомневался - пускать ли саксофон, инструмент с "нелучшей" репутацией, в стены академического храма. Но следует отдать должное мэтру - все же допустил не только саксофон, но и нас в его личный кабинет, где мы разыгрывались перед выступлением. А "обкатка на зрителе" состоялась дважды в знаменитом Ермоловском фойе театра. Первый раз Анна исполняла концерт Глазунова перед спектаклем "Ревизор" Гоголя, а во второй - вариации на тему 24-го каприса Паганини перед пьесой "На всякого мудреца довольно простоты". Публика была в восхищении от этакого эстетического "гурманства", а мы - от возможности увидеть русскую классику в великолепном исполнении корифеев Малого театра.
И только после такой "артподготовки" состоялся основной филармонический концерт - с интервью для телеканала "Культура", аншлагом, бисами и морем цветов, несмотря на морозную московскую зиму.
Мы долго держали в тайне эту очередную творческую авантюру от Маргариты Константиновны, опасаясь профессорского гнева. И лишь перед самым событием раскрылись, пригласили на концерт, где ведущий представил публике "Первую леди саксофона страны", и Анна, спустившись со сцены в зал, преподнесла любимому педагогу огромный букет цветов.