Номер 16 (1310), 29.04.2016

ДОРОГА НА ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК:
БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ, НО С ПЕРСПЕКТИВОЙ

Попасть на рынки стран Евросоюза - мечта многих украинских производителей. С первого января этого года мечты приобрели более реалистичный характер, ибо между Украиной и Европейским союзом начала полноценно действовать Зона свободной торговли (ЗСТ).

Украинских предпринимателей это настроило на оптимистический лад. Так, опрос, проведенный киевским Институтом экономических исследований и политических консультаций (ИЭИПК), показал, что более 70 % наших бизнесменов рассчитывают на позитивный для себя результат от этой внешнеэкономической меры. И лишь 11 % не ждут от ЗСТ с ЕС ничего хорошего. Однако, чтобы превратить мечту в реальность, нашим бизнесменам следует избавиться от иллюзий и внимательно изучить правила европейской торговли и требования, какие ЕС предъявляет к продукции из Украины.

ШАНСЫ ЕСТЬ У КАЖДОГО

- Экспортировать свой товар в Европу может практически любой предприниматель, если его продукция соответствует определенным требованиям, - утверждает эксперт по евроинтеграции Дмитрий Луценко.

Статистика подтверждает это мнение. Ибо уже сейчас, согласно данным Государственной службы статистики, около трети украинского экспорта поставляется в страны Евросоюза. Стоит напомнить, что Евросоюз в одностороннем порядке продолжил для Украины режим автономных торговых преференций, который действовал в течение всего 2015 года. За это время многие наши производители успели адаптироваться к новым условиям. Большинство технических требований в Украине уже близко к европейским. И если бы не военные действия и общий экономический кризис, украинская продукция могла бы занять более весомое место на рынках европейских стран.

ЗНАТЬ, ПОНИМАТЬ, ВЫПОЛНЯТЬ

Впрочем, есть и субъективные причины, по которым Украина не смогла пока еще в полной мере воспользоваться выгодами ЗСТ. Это плохое знание "правил игры" на европейском рынке.

Руководитель отдела по работе с клиентами Уполномоченного органа оценки соответствия "Фактум" Владимир Мовчан предупреждает, что торговые партнеры из стран ЕС будут заинтересованы в поставках продукции из нашей страны только в том случае, если этот товар будет дешевле и хорошего качества.

- Для того, чтобы получить возможность экспортировать нашу продукцию в ЕС, - поясняет эксперт, - следует первым делом пройти сертификацию, то есть, получить подтверждение качества продукции от независимой (как от продавца, так и от покупателя) организации.

Как происходит этот процесс, можно проследить на примере "Фактума". Получив заявку от украинского производителя, фирма направляет официальный запрос в Евросоюз. Откуда приходят условия, которые предприниматель должен выполнить, чтобы поставлять продукцию в ЕС. Затем прорабатываются технические условия, дается консультация, в какие структуры следует обращаться, чтобы получить сертификацию, выполняется кодекс действий по сопровождению и т. п. Также надо понимать, что у каждого из государств - членов ЕС имеются свои правила ввоза продукции, которые следует учитывать и выполнить. Отметим, что в последнее время в Украине существенно упрощена процедура сертификации, что является несомненным плюсом.

Особая тема - безопасность продукции, на чем особенно настаивают структуры ЕС.

- Безопасная продукция, - поясняет аналитик Национального портала Export UA Галина Перепелица, - это та, которая в нормальных условиях не представляет опасности для человека и окружающей среды. При этом на многие товары (продукты химии, медицинские приборы, фармацевтические средства и др.) наряду с законодательством по общей безопасности действуют отраслевые. Существуют директивы, которые относятся к определенным товарам, представляющим особую опасность.

ЗАТРАТЫ ПОКА ВЕЛИКОВАТЫ

Адаптация стандартов к европейским нормам - едва ли не самая серьезная проблема украинского бизнеса. Ведь тут надо принять во внимание санитарные и фитосанитарные нормы ЕС, а также требования к условиям труда и высокие экологические стандарты. Потому возникает вопрос: а "стоит ли игра свеч"? Насколько предпринимателю дорого поставлять продукцию в ЕС с учетом того, что сертификация стоит в среднем 5000 евро.

- Если у предприятия заключены контракты на поставки продукции на несколько лет, то эта сумма окупается, - успокаивает В. Мовчан.

И приводит пример агрофирмы из Черновицкой области, которая заключила контракт на поставку мяса в Бельгию. Мясо-молочное производство - наиболее сложная сфера, где нужно учесть массу требований. Чтобы получить право на экспорт, фирме пришлось внедрить систему управления качеством, пройти проверку ветеринарной службы, получить подтверждение от покупателя, причем проверку осуществили аудиторы бельгийской стороны. Но сегодня фирма успешно экспортирует свою продукцию и получает доход, оправдавший расходы.

С другой стороны, для малых предприятий экспорт в ЕС - занятие пока еще чрезмерно затратное. Так чешская компания выразила желание поставлять из Украины овощи на сумму 60 тыс. грн. Но фермеру за сертификацию пришлось бы заплатить 150 тыс. грн. Контракт сорвался.

- Поэтому, - говорит В. Мовчан, - мы планируем получить аккредитацию, чтобы стать уполномоченным органом Евросоюза и проводить работы по украинским ценам, что даст возможность мелким производителям поставлять свою продукцию на рынки ЕС.

ГОСУДАРСТВО НЕ СТОРОННИЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

Евросоюз заинтересован в развитии экономических связей с Украиной. Заинтересованы и украинские производители. Они, в отличие от того, чем пугают народ противники евроинтеграции, в большинстве своем не опасаются усиления конкуренции с европейскими производителями. (По данным опроса ИЭИПК, только четверть наших бизнесменов видят для себя серьезную опасность в этом плане). Украинский рынок уже открыт последние годы, и ЗСТ с ЕС не может вызвать резкие изменения в ситуации.

А вот что необходимо, так это более активная поддержка государства.

- Нам нужна общая экспортная платформа, - подчеркивает Владимир Мовчан. - Предприниматель должен получать информацию, в какие страны он может экспортировать свою продукцию. Сегодня национальный производитель должен делать все сам, тратя на это неоправданно много сил и времени.

С другой стороны, мы имеем определенные положительные сдвиги как раз на государственном уровне.

- Так, - отмечает Дмитрий Луценко, - в Украине происходит постепенное приведение законодательной базы в сфере сертификации продукции в соответствие с директивами и регламентами ЕС. Система становится более гибкой, как в Европе. Приняты основные законы, необходимые для такого приведения. Теперь нужно разрабатывать и принимать технические регламенты, идентичные директивам ЕС, на конкретные виды продукции, принимать в качестве национальных европейские стандарты, готовить инфраструктуру (испытательные лаборатории и органы сертификации, рыночного надзора, персонал).

ЕС, ОТВОРИСЬ!

В то же время активизация европейского мышления стимулирует украинских предпринимателей к поиску новых путей выхода на рынки ЕС. Примером может служить ситуация с экспортом ягод. Так, по данным руководителя проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты" Татьяны Гетьман, в 2015 г. объем экспорта этой продукции вырос почти на 70 %. Поставки малины увеличились на 90 %; клубники и голубики - почти на 65 %. Уже нынешний объем производства оценивают в 200 млн долл., и этот показатель ежегодно растет на 2-3 %. Европа же настолько заинтересована в украинской продукции, что готова принимать весь объем.

Но если на экспорт сельхозпродукции в ЕС установлены квоты, то для промышленной продукции квот нет. Более того, Евросоюз "обнулил" все таможенные пошлины на этот вид украинского экспорта.

- Главное, - подчеркивает Дмитрий Луценко, - это соблюдать требования законодательства ЕС по безопасности, оценке соответствия, наличию инструкций, маркировке и т. д.

Как видим, для украинских предпринимателей выход на рынки ЕС - вполне реальная перспектива. Нужно только работать, постигать правила и, образно говоря, стучаться во все двери. И тогда они, эти двери на европейский рынок, откроются.

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.