Номер 09 (1353), 17.03.2017

СЛАВНЫЕ ЛЮДИ
ДА ПЕС ИХ БАЙКАЛ...

Русский драмтеатр показал премьеру комедии по пьесе Владимира Гуркина "Прибайкальская кадриль". Новый спектакль получил название "Баламуты", что вполне соответствует характерам действующих лиц, ибо тихая сельская глубинка с такими жителями никогда особо тихой не бывает.


Помните, как взбаламутили деревенский уклад герои другой знаменитой комедии Гуркина - "Любовь и голуби", по которой драматург написал сценарий культового фильма с участием Александра Михайлова, Нины Дорошиной, Людмилы Гурченко. "Прибайкальская кадриль" также была экранизирована, но культовой не стала - осталась в истории российского кинематографа симпатичной зарисовкой из сельского быта. Хотя актеры там заняты первостатейные: Олег Табаков, Станислав Любшин, Любовь Полищук, Валентина Теличкина, Нина Усатова! В одесской постановке играют заслуженные артистки Украины Татьяна Опарина (Дуся, в оригинале пьесы эту героиню зовут Валей) и Юлия Скарга (Муся, она же у автора Лида), заслуженные артисты Украины Михаил Дроботов (Саня Арефьев) и Борис Смирнов (Николай Звягинцев), а также Ирина Токарчук (Макеевна).

Стараниями режиссера-постановщика Елены Пушкиной и художника Олега Гуренко на сцене создана почти полная иллюзия разомлевшей в августовском тепле деревни. Два подворья с довольно-таки символическим смежным забором, так и не прокукарекавший петух на насесте да груда кирпичей, которые подворовывает хитрая одиночка Макеевна. Конечно, это не киноверсия, чтобы перед зрителями появлялся многократно упоминающийся пес Байкал, но залаял бы в нужный момент издалека, и стала бы история еще достовернее...

Данная пьеса - клад для самодеятельного театра, ведь она самоигральная, а уж людям с актерскими дипломами грех не сорвать аплодисменты в ней. Не мудрствуя лукаво, театр рассказывает нам курьезную историю пусть и баламутов, но вполне нормальных героев, не страдающих никакими комплексами или перверсиями (а на современной сцене это редкость!) "Нормальные люди", - завистливо говорит о соседской семье Муся, узнав, что огород у них уже прополот. И на какой-то момент показалось бабеночке, что тихий Саня гораздо лучше, чем ее законный баламут Колька. А у Дуси к своему спутнику жизни другие претензии: нерешительный, ни тебе кулаком по столу ударить, и вообще спят давно уже врозь. Вот только если бы можно было по гоголевскому рецепту добавить некурящему обходительному Сане немного брутальности и удали Кольки, да разделить надвое, отличные бы мужики получились!

"Вам кажется, мужики во всем виноваты... А я, к примеру, при чем? Всю жизнь ишачил на пароме, как этот... Еще и виноват. Говорят, психика у народа должна быть другая. От неправильной народной психики, мол, беды, трудности неожиданные... Ну, вы там сначала свою психику замените. Вы-то знаете, где эти психики раздают, а нам другую брать неоткуда", - жалуется Саня.

Забавные старания чернявенькой Муси и беленькой Дуси принарядиться для новых "мужей" к измене не приводят - это ж вам не городские вертихвостки... "Баламуте, вийди з хати - хочу тебе покохати, покохати та й забути, всi ви, хлопцi, баламути", - пошутила после премьеры одна из зрительниц.

Немного постарше дам-соперниц одиночка Макеевна. Она в сердцах скажет Дусе не по пьесе в ответ на реплику "Хотела мимо пройти": "Дак че ж не прошла?!" Крупная да сдобная, с розой в рыжей косе, венчающей хитрую голову, Макеевна, эта сельская лиса-проныра, таскает понемногу соседские кирпичи, оправдывая себя тем, что другие, между прочим, вагонами воруют! Поминают герои инфляцию, "стициды", сетуют, что лучше не будет, а хуже - возможно, что война может в любой момент случиться. Что кругом развал, а народу куда ж деваться, он как ниточка за иголочкой... Но ведь хорошие же люди! И жизнь у них должна наладиться, хочется верить зрителю.

Виолетта СКЛЯР.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.