Номер 09 (1353), 17.03.2017
Русский драмтеатр показал премьеру комедии по пьесе Владимира Гуркина "Прибайкальская кадриль". Новый спектакль получил название "Баламуты", что вполне соответствует характерам действующих лиц, ибо тихая сельская глубинка с такими жителями никогда особо тихой не бывает.
Помните, как взбаламутили деревенский уклад герои другой знаменитой комедии Гуркина - "Любовь и голуби", по которой драматург написал сценарий культового фильма с участием Александра Михайлова, Нины Дорошиной, Людмилы Гурченко. "Прибайкальская кадриль" также была экранизирована, но культовой не стала - осталась в истории российского кинематографа симпатичной зарисовкой из сельского быта. Хотя актеры там заняты первостатейные: Олег Табаков, Станислав Любшин, Любовь Полищук, Валентина Теличкина, Нина Усатова! В одесской постановке играют заслуженные артистки Украины Татьяна Опарина (Дуся, в оригинале пьесы эту героиню зовут Валей) и Юлия Скарга (Муся, она же у автора Лида), заслуженные артисты Украины Михаил Дроботов (Саня Арефьев) и Борис Смирнов (Николай Звягинцев), а также Ирина Токарчук (Макеевна).
Стараниями режиссера-постановщика Елены Пушкиной и художника Олега Гуренко на сцене создана почти полная иллюзия разомлевшей в августовском тепле деревни. Два подворья с довольно-таки символическим смежным забором, так и не прокукарекавший петух на насесте да груда кирпичей, которые подворовывает хитрая одиночка Макеевна. Конечно, это не киноверсия, чтобы перед зрителями появлялся многократно упоминающийся пес Байкал, но залаял бы в нужный момент издалека, и стала бы история еще достовернее...
Данная пьеса - клад для самодеятельного театра, ведь она самоигральная, а уж людям с актерскими дипломами грех не сорвать аплодисменты в ней. Не мудрствуя лукаво, театр рассказывает нам курьезную историю пусть и баламутов, но вполне нормальных героев, не страдающих никакими комплексами или перверсиями (а на современной сцене это редкость!) "Нормальные люди", - завистливо говорит о соседской семье Муся, узнав, что огород у них уже прополот. И на какой-то момент показалось бабеночке, что тихий Саня гораздо лучше, чем ее законный баламут Колька. А у Дуси к своему спутнику жизни другие претензии: нерешительный, ни тебе кулаком по столу ударить, и вообще спят давно уже врозь. Вот только если бы можно было по гоголевскому рецепту добавить некурящему обходительному Сане немного брутальности и удали Кольки, да разделить надвое, отличные бы мужики получились!
"Вам кажется, мужики во всем виноваты... А я, к примеру, при чем? Всю жизнь ишачил на пароме, как этот... Еще и виноват. Говорят, психика у народа должна быть другая. От неправильной народной психики, мол, беды, трудности неожиданные... Ну, вы там сначала свою психику замените. Вы-то знаете, где эти психики раздают, а нам другую брать неоткуда", - жалуется Саня.
Забавные старания чернявенькой Муси и беленькой Дуси принарядиться для новых "мужей" к измене не приводят - это ж вам не городские вертихвостки... "Баламуте, вийди з хати - хочу тебе покохати, покохати та й забути, всi ви, хлопцi, баламути", - пошутила после премьеры одна из зрительниц.
Немного постарше дам-соперниц одиночка Макеевна. Она в сердцах скажет Дусе не по пьесе в ответ на реплику "Хотела мимо пройти": "Дак че ж не прошла?!" Крупная да сдобная, с розой в рыжей косе, венчающей хитрую голову, Макеевна, эта сельская лиса-проныра, таскает понемногу соседские кирпичи, оправдывая себя тем, что другие, между прочим, вагонами воруют! Поминают герои инфляцию, "стициды", сетуют, что лучше не будет, а хуже - возможно, что война может в любой момент случиться. Что кругом развал, а народу куда ж деваться, он как ниточка за иголочкой... Но ведь хорошие же люди! И жизнь у них должна наладиться, хочется верить зрителю.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.