Номер 07 (1351), 3.03.2017
Несколько дней назад ушел из жизни известный артист театра и кино Алексей Петренко.
Зрителям памятны его работы в таких фильмах, как "Агония", "Двадцать дней без войны", "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил", "Ключ без права передачи", "ТАСС уполномочен заявить...", "Жестокий романс", "Узник замка Иф", "Искусство жить в Одессе" и многих других. В моем архиве сохранилась запись беседы с артистом 1985 года, фрагменты из которой предлагаю вниманию читателей.
- Мы знаем вас прежде всего как киноактера. Но до встречи с кинематографом вы много лет работали в театре.
- Да. И именно театру обязан своей кинокарьерой. Учился я в Харьковском театральном училище, на курсе, который вели выдающийся украинский актер Марьяненко и замечательный педагог Ольховский. Они вводили нас в тайны актерской профессии, учили не рассчитывать только на вдохновение, а настойчиво искать выразительную, метафорическую форму бытия сценического персонажа. Им, моим хорошим учителям, я обязан тем, что из крестьянского парня из-под Чернигова вырос актер.
После окончания института работал в театрах Запорожья, Жданова, а в 1964 году вступил в труппу Ленинградского театра имени Ленсовета. Именно здесь произошел случай, который коренным образом изменил мою жизнь.
На одном из спектаклей нашего театра - "Преступление и наказание" - присутствовал кинорежиссер Элем Климов. Он собирался пригласить Алису Фрейндлих в свой будущий фильм "Агония". Я играл в этом спектакле Свидригайлова. И каково же было мое удивление, когда после спектакля ко мне подошел Климов и предложил сыграть Распутина.
Мне повезло в начале своей кинобиографии работать с такими замечательными режиссерами, как Григорий Козинцев, Динара Асанова, Алексей Герман, Виталий Мельников. Они научили меня требовательности к себе, к своей работе. Я знаю, что многие режиссеры считают меня "трудным" актером. Действительно, на съемочной площадке я нередко конфликтую. Но все проявления моей "недисциплинированности" объясняются одним: я всегда стараюсь найти единственно точный путь к воплощению образа.
- Не этой ли требовательностью объясняется то, что вы ни разу не сыграли в фильмах Одесской киностудии?
- Пожалуй, да. Предложений от вашей киностудии было немало, но почти все были настолько неинтересными, что не стоило тратить время. Однако во время нынешнего визита в Одессу я договорился, что буду сниматься в кинокомедии. Меня привлекает возможность сыграть эксцентричную роль с песнями, танцами. Ведь я считаю себя комедийным актером.
А. Г.