Номер 05 (1349), 17.02.2017
Первое десятилетие творческой деятельности отметил сразу двумя персональными выставками в Музее коньячного дела Шустова и галерее "Сады Победы" одесский живописец Дмитрий Величко.
Первой экспозиции было дано название "10 years of canvas addiction" ("10 лет зависимости от холста"). Заодно отпраздновали и 28-й день рождения автора. Худграф Южноукраинского педагогического университета имени К. Д. Ушинского пришел почти в полном составе чествовать Дмитрия Александровича - любимого педагога, заместителя декана по менеджменту и маркетингу художественно-педагогического образования и социокультурной деятельности, известного живописца, арт-директора фешн-кафе "Бунин". Юбилейный год и начался знаменательно, когда Дмитрий Величко возглавил группу одесских студентов, которая завоевала третье призовое место на 9-м Международном конкурсе снежной скульптуры в Китае The ninth international collegiate snow sculpture contest.
- Уже не первый год в то время, когда у нас в стране все отмечают новогодние праздники, команда художественно-графического факультета представляет Украину на международном конкурсе снежных скульптур, - вспоминает Дима. - Это происходит уже четыре года, я ездил в Китай в 2015 году и сейчас побывал там уже во второй раз. Насколько помню, во время прошлой поездки было градусов 27-28 мороза, в этот приезд - градусов 20. Другое дело, как это ощущается, на берегу моря мороз пробирает и без внушительных цифр на градуснике. Не могу сказать, что у нас заметно теплее или холоднее, чем в Китае! Первого января две третьекурсницы Дарья Граненко и Дарья Грибенюк, декан худграфа Татьяна Петухова и я отправились в далёкий Китай. Ночь в поезде, 13 часов перелета. Встреча. Поселение. Знакомство. 58 команд из 15 стран мира. И... три дня упорства и труда над снежным кубом. Мы справились! Прежде всего хочу сказать огромное спасибо ещё одной студентке 3-го курса Марьянуш Шагинян, которая придумала эскиз к этой призовой скульптуре, но из-за неполного финансирования не смогла поехать с нами! Ее проект получил название "Путь к совершенству" - внизу стоит толпа людей, а вверх по ступеням поднимается ребенок. Смысл философский: маленький ребенок может стать духовно выше серой толпы, которая не смогла подняться до каких-либо высот. В нашем распоряжении было три неполных дня для исполнения. А после первого дня чувствуешь усталость необыкновенную, непривычная сопротивляемость у материала... Работаешь маленькой киркой с деревянной ручкой, молоточка не полагается - один стучит, другой осколки убирает, третий зачищает специальной металлической теркой, напоминающей наждачку... Время от времени отдыхали по очереди, иначе процесс мог бы остановиться. Намечать маркером по глыбе контуры не было необходимости, у наших студентов превосходный глазомер, но некоторые команды это делали - маркером чертили, нитки натягивали, у всех свои методы работы.
Но вернемся к собственно живописи. Сегодня полотна Димы Величко хранятся в частных коллекциях Украины, России, Белоруссии, Румынии, Китая, а также в музейных собраниях Украины и Румынии. Оказывается, они иногда "оживают"! Третьекурсницы Дарья Грибенюк, Вероника Воронова и Марьянуш Шагинян (та самая, которой принадлежит замысел снежной скульптуры) подготовили сюрприз виновнику торжества, перенеся некоторые Димины картины на тела студентов, и получилось потрясающее дефиле боди-арта. Все это следует шить! Одежда с принтами на темы искусства очень популярна в интеллектуальных кругах, а Диме с его творчеством там как раз и место.
Большой друг Дмитрия, искусствовед и художник Анна Носенко рассказывает о прекрасных впечатлениях, привозимых с закарпатских пленэров, где студенты и педагоги жили "выше облаков", плодотворно работали, при этом следя, чтобы местные коровы и прочая живность не повредили сохнущие холсты... Аборигены называют "концом географии" Красную полонину, и, действительно, по словам Анны, там можно наблюдать, как рождаются облака по утрам. Хитом пленэрного меню была сгущенка, которую делили по каплям между собой. Но и академические "обходы" творческой продукции с последующим анализом никто, конечно, не отменял. Времена седых и суровых "преподов" позади, авторитет молодые педагоги зарабатывают своим профессионализмом и харизмой, а не брюзжанием и скверным характером!
На Диминых картинах, многие из которых написаны в русле южнорусской школы живописи, царит природа, растут и цветут деревья. Полуабстрактные полотна часто тоже оказываются пейзажами, да и натюрморты редко обходятся без цветущей ветки. Дима родился в городе Белополье Сумской области и далеко не сразу заинтересовался живописью. Приехав в Одессу, он сперва хотел стать профессиональным хореографом, и это бы наверняка ему удалось (талантливый человек талантлив во всем), но вовремя переложил документы на худграф. Уже за первые полтора года творческой деятельности он умудрился поучаствовать в 35 выставках, а теперь на его счету столько "персоналок", число же коллективных проектов с Диминым участием перевалило за четыре сотни. А сколько еще впереди!.. Главное - не вздумать лечиться от "холстозависимости", не прислушиваться к недоброжелателям, стремящимся обесценить сделанное художником, такие всегда были и будут. Поклонники творчества Димы Величко тоже не переведутся.
Виолетта СКЛЯР.
Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.