Номер 4 (1000), 5.02.2010
Фасад здания - это принадлежность улицы и площади, соотношение с их габаритами, монументами, зеленью. Парадный фасад выходил на главную улицу, задний решался проще, без особых затей. Боковых же, как правило, не было. В Одессе дома с момента ее основания возводились вплотную к соседним зданиям.
Первый период строительства в городе совпадает с расцветом в русской архитектуре классицизма. В Одессе и для Одессы работали известные петербургские архитекторы А. Мельников, Т. де Томон, О. Монферран, скульптор И. Мартос. Большую роль в создании архитектурного облика города играли Ф. Боффо, В. Деллаква, Ф. Моранди, Г. Торичелли, Л. Бернардацци, И. Фраполли, Л. Оттон, Ф. Гонсиоровский, Ф. Неструх, Г. Дмитренко, И. Толвинский, Г. Шеврембрандт, И. Козлов, Н. Чернецов, Л. Влодек...
Во второй половине и особенно в конце XIX столетия все явственней проступают черты эклектики. Здесь и барокко со свойственной ему контрастностью, напряженностью, стремлением к величию и пышности; рококо с прихотливостью, орнаментальностью, декоративной красотой асимметричных композиций; раннее итальянское возрождение, ассоциирующееся с античным искусством; модерн - поэтика символизма, ритм глубоких текучих линий, стилизованных растительных узоров. Даже готика - стрельчатые арки, порталы, контрфорсы; мавританский стиль с зубчатыми верхушками башен, узкими, как бойницы, окнами; элементы романского стиля и псевдорусского.
В послереволюционные годы, в период конструктивизма в архитектуре, в городе появились новые типы зданий, логичных, подчиняющихся требованию функциональной оправданности форм.
Войной было разрушено 2292 здания. Многие старые хорошо сохранившиеся двух- и трехэтажные дома надстраивались. Одновременно велось новое строительство на месте разрушенных зданий. Вместе с устройством и реконструкцией городского центра и бывших окраин началось гигантское наступление на окружающую Одессу степь, освоение пустырей.
Послевоенные годы ознаменовались строительствам так называемых "сталинских" домов, с достаточной высотой квартир, использованием классических мотивов с включением элементов советской эмблематики. Потом сооружались жилые дома "без излишеств", но еще с приемлемыми по высоте этажами. Затем уже "хрущевки" - типовые пятиэтажки, в значительной степени решившие проблему обеспечения жильем (тогда еще многие проживали в многокоммунальных квартирах, подвальных помещениях) и в то же время обезличившие городскую застройку, фактически не оставившие свободных территорий. А Одесса и так по занимаемой площади находится на последнем (еще в СССР) месте среди городов-миллионников.
Первые (опять же типовые) 9-этажные дома, по планировке и площади квартир практически те же "хрущевки", вклинились в застройку в разных районах города. Не всегда удачно: облицованный плиткой кубический объем, соседствующий с Успенским собором на Преображенской.
Начиная со второй половины 60-х стали широко внедряться девятиэтажки, отличающиеся улучшенной планировкой, с различным набором разноквартирных секций и угловых (поворотных) вставок (позднее к ним добавили еще этаж). В сочетании с панельными девятиэтажными домами снижалась монотонность застройки (комплекс зданий, огибающих часть ипподрома).
Много было возведено (тоже типовых) 14-, 16-, 17-этажных жилдомов: кирпичных и панельных, сооружаемых в скользящей опалубке, со встроенными и встроенно-пристроенными предприятиями торговли, общественного питания, почтовыми отделениями и т. д. Композиционно они увязывались с отдельно стоящими общественными сооружениями, предприятиями обслуживания населения. Предпринимались попытки улучшить их фасады. Не только цветовыми решениями, но и пластикой (устройствам выступающих за плоскость стен, целесообразных закрытых помещений для сушки белья), неповторяющимися оформлениями входов.
Наконец к 90-м годам вернулись к индивидуальному строительству. Использование каркасной системы, позволяющей отказаться от капитальных стен, увеличить площади помещений, применить свободную планировку, освободиться от массивных тяжелых ограждающих конструкций, поскольку тонкие наружные стены из легких эффективных материалов несут только собственный вес в пределах высоты этажа. Широкое внедрение создающего любые формы монолитного железобетона, анодированного металла, громадных площадей остекления, новейших отделочных материалов дает неограниченный простор фантазии архитектора. В городе выросли здания, дотоле невиданные.
Насколько органично вписались они в городскую структуру?..
Скажем, овальный дом, замыкающий Греческую улицу. Изначально его, как и выходящего главным фасадом на Дерибасовскую соседнего с ним здания, вообще не должно было быть. Предполагалось привозимые судами товары непосредственно из гавани (отсюда и улица Гаванная) поставлять в многочисленные магазины, располагавшиеся по обе стороны самого широкого в городе 30-метрового Александровского проспекта, которому отводилась роль главной улицы города. Но после самовольной застройки местными предпринимателями двух названных зданий путь с моря был перекрыт, и центральной улицей Одессы стала Дерибасовская.
Со временем овальный дом сильно обветшал и подлежал разборке. Новое здание, возведенное греческой фирмой, повторило классический стиль снесенного. Отступающая от его наружных стен стеклянная надстройка вроде нейтральна и не очень понятна. Но стоит посетителю лишь попасть вовнутрь, то он просто немеет от невероятного пространства, интерьера и технического оснащения семиэтажного, уходящего вглубь торгового центра...
Различные по назначению и оформлению высотные сооружения из бетона, стали и стекла окружили, даже навалились на Греческую площадь (уж очень прибыльное место, а земельные участки в центре дороги). Но что здесь было в недавнем прошлом: посреди довольно запущенной территории находилась трамвайная диспетчерская (после троллейбусная) с уличным выгребным туалетом (аналогичная уборная некогда размещалась и на Тираспольской площади). Ныне Греческая площадь преобразилась, стала просторнее, вымощена красивой плиткой. В жару можно уйти сюда с оживленных улиц и постоять в прохладе струй двух фонтанов.
Здания и сооружения последних лет выигрышно выделяются. И на центральных улицах, и на проспекте Шевченко, и в районе Аркадии... Дома различной конфигурации, на равнинах и на взгорьях. Жилые и гостиничные, с офисами, магазинами, салонами, кафе и ресторанами. С привычным расположением этажных помещений и этажами, ступенчато удаляющимися от нижележащих, даже нависающими над ними. С двухъярусными квартирами вверху и зимними садами. С многоцветием грибообразных крыш и башенками.
Как хорошо смотрится на просторе площади 10 апреля рядом с комплексом "Сады Победы" многоэтажный жилой дом! Здание с тщательно проработанными фасадами, венчаемыми разновысокими арками (этот торжественный мотив повторяется в выступающем объеме с парадными входами), гармонирует с соседними простыми по форме строениями, сплошь облицованными стеклянными панелями, оттеняется окружающей зеленью...
У И. К. Айвазовского есть картина "Вид города Одессы с моря". Что во время посещений Иваном Константиновичем Южной Пальмиры можно было разглядеть со стоящих на рейде парусников? Городской театр, Воронцовский дворец с колоннадой... Не однажды приходилось слышать при обсуждении очередного Генерального плана развития Одессы, что в отличие от крупных зарубежных приморских городов, наш не имеет морского фасада. Теперь он есть - многие новостройки просматриваются с идущих на швартовку лайнеров. И первым делом это свеча отеля "Одесса" на пирсе. Критиковали это высотное сооружение за то, что памятник Ришелье лишился морского простора и воспринимается на фоне фасада гостиницы. Спорный вопрос. Между зданием морвокзала и Свято-Николаевским Приморским храмом отель вполне уместен, тем более что загружается он с нижнего уровня.
Реставрационные работы ведутся постоянно. В основном, в центральной части города, где сосредоточены наиболее примечательные здания, памятники архитектуры. Приведены в порядок фасады строений Приморского бульвара. Обрела свой изначальный облик Екатерининская площадь. Наконец дошла было очередь к находящемуся много лет в аварийном состоянии знаменательному дому с аптекой Гаевского, без которого немыслима Одесса, но, кажется, слишком поздно. К сожалению, реставрация давно сгоревшего здания Морского музея пока ограничилась восстановлением отделки фасадов...
Широкое строительство современных зданий стало возможным благодаря капиталам заказчиков. В то же время строения, находящиеся на скромном городском бюджете, не ремонтируются и благоустройство прилегающей к ним территории не выполняется. Чем обусловлено явно сверх меры растущее число ювелирных, дорогих фирменных магазинов, занимающих помещения бывших универсамов (например, Центральный гастроном на углу Преображенской и Дерибасовской), предприятий общественного питания, бытовых пунктов?.. Соблюдаются ли здесь нормы, предписывающие их размещение и число мест в зависимости от количества жителей микрорайона? Почему рекламы магазинов, офисов, размещаемых на первых этажах, их отделка так диссонируют с запущенными фасадами старых зданий?..
Стоит коснуться Привоза, являющегося тоже достопримечательностью Одессы. Пока облагорожена его сторона, на которую обращен фасад новейшего универсама. А на его противоположной стороне, у старого забора, сплошная антисанитария с выкладкой товаров на земле вдоль трамвайных путей... Есть в архитектуре понятие "мебель города", включающее изящно оформленные павильоны, киоски... Но как можно мириться с незарегистрированными, как угодно поставленными контейнерами, где изготавливаются и реализуются неизвестно из чего слепленные беляши, пирожки, хотдоги, не говоря уже о шаурме. Эти будки обрастают тарой, отбросами. Здесь снуют желающие выпить (а продавщица нальет стакан), бродячие собаки...
Это тоже Одесса. Можно сказать, задний, непоказной фасад города.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
На фото: жилой дом на площади 10 апреля.