Номер 2 (1049), 21.01.2011
В середине 1960-х наш земляк Игорь Шаферан написал стихи для песни, в которых перечислялись практически все наиболее распространенные виды досуга молодых людей того времени.
В свободное время приятно ребятам
Бродить с рюкзаком по дорогам горбатым,
Стучать по мячу и на лодках кататься,
Но многим особенно нравятся танцы...
Сейчас у молодежи намного больше способов провести свободное время. Об одном из них, знакомом не понаслышке, рассказывает наш молодой автор Ксения АЛЕКСАНДРОВА.
Слово "мафия" у большинства людей ассоциируется с криминалом. Но игра под таким названием вот уже несколько десятилетий собирает группы молодых людей, которые желают поиграть в детективов и злобных мафиози. Как ни покажется удивительным, но она была придумана еще в СССР, в 1986 году, однако широкой популярностью обязана США, откуда быстро распространилась по Европе и только потом добралась до своей исторической родины.
Википедия определяет "Мафию", как салонную командную психологическую пошаговую ролевую игру с детективным сюжетом, моделирующую борьбу информированных друг о друге членов организованного меньшинства с неорганизованным большинством. За сложным названием скрывается игра с не менее сложными правилами и увлекательным сюжетом. Все участники игры, кроме ведущего, составляют некий Город и делятся на так называемых Красных и Черных игроков. К первым относятся мирные жители - неактивные игроки и активные роли: Шериф или Комиссар, Сержант, а также Доктор или Реаниматор. Ко вторым - собственно мафия во главе с Доном и Маньяк-одиночка, который не помогает ни мирным жителям, ни мафии, а играет сам за себя, то есть против всех. Остальные роли варьируются по желанию участников. К примеру, игра может быть без Шерифа, зато с Самураем, Свидетелем, Робин Гудом или другим активным Красным игроком, а мафия может обойтись без своего главы - Дона, зато иметь в наличии Вора, Киллера, Ревнивца и так далее. Роли игроков определяются с помощью жеребьевки перед началом игры и неизвестны никому, кроме игроков, которые получили ту или иную роль, и ведущего.
Суть игры состоит в противостоянии Красных Черным и наоборот. То есть мирные жители и активные Красные всеми силами пытаются вычислить и нейтрализовать Черных. Игроки, которые имеют черные роли, в свою очередь, пытаются доказать Городу свою невиновность, параллельно стараясь убить всех Красных и захватить таким образом Город. В игре есть две фазы: день и ночь. Ночью происходят все действия активных игроков, в то время, как у остальных участников игры закрыты глаза. То есть никто не может сказать, что именно произошло и кто совершил то или иное действие. Игра строится на догадках, логических цепочках, провокациях, наблюдениях за поведением того или иного человека и прочих уловках. Представители мафии знают друг друга и в дневное время могут оправдывать своих товарищей по клану. Они совместно решают, кого убить этой ночью, и потом "стреляют" в выбранного игрока. Выбранную жертву Ведущий объявит в начале следующего "дня" и этот человек выйдет из игры. Потом делает свой ход Маньяк, который просто "убивает" любого понравившегося или, наоборот, непонравившегося игрока. Правда, "убитого" мафией или Маньяком может спасти Доктор, который ночью выбирает, кого он будет лечить. Если выбор Доктора совпал с выбором мафии или Маньяка, то игрок не "умирает", а ведущий объявляет, что жертв нет. Еще один активный красный игрок - Комиссар. Он ищет представителей мафии, проверяя за одну ночь только одного игрока и получая от ведущего ответ: принадлежит выбранный игрок к Черным или нет. Сержант вместе с Комиссаром видит все проверки, а после смерти своего начальника сам становится Комиссаром. Активные игроки совершают все манипуляции абсолютно бесшумно, чтобы не выдать себя. Они руками показывают ведущему номер выбранного игрока и это, в зависимости от роли указывающего, означает либо убийство, либо проверку, либо лечение, либо какое-то другое действие, доступное персонажу. Мирные жители, они же пассивные красные игроки, ночью не просыпаются и могут участвовать в игре только днем.
После ночи наступает день, в течение которого у каждого игрока есть минута для того, чтобы рассказать о своих наблюдениях, подозрениях и догадках. Красные пытаются прояснить ситуацию для себя и других, а Черные хотят убедить остальных в своей невиновности. Мафия также чаще всего пытается оправдать своих товарищей и подставить самых опасных для себя игроков - Комиссара, Сержанта и Доктора. Остальные персонажи пытаются создать более или менее реалистичную картину происходящего и найти Черных. После окончания всех речей происходит голосование: каждый игрок голосует за того, кто, по его мнению, является мафией. Голосовать за самого себя или не голосовать вовсе нельзя. Игрок, набравший самое большое количество голосов, считается казненным и выходит из игры, как и убитые в течение ночи. Если два человека набрали одинаковое количество голосов, то все жители Города голосуют заново, но только за двоих подозреваемых. Если одинаковое количество голосов набрали трое или более человек, то это означает, что Город не определился, и все игроки остаются в игре.
По окончании дня начинается новая ночь, и действия игроков повторяются. Игра заканчивает тогда, когда все Черные казнены или убиты. Такой исход игры считается победой Города. Впрочем, не менее частой является ситуация, когда все мирные игроки, а также Маньяк, убиты представителями мафиозного клана. Реже побеждает Маньяк, так как он действует в одиночку, но и такое бывает. К победе Маньяка приводит ситуация, когда мирные жители и мафия убивают или казнят друг друга, а он до поры остается в стороне и только в конце игры начинает действовать.
Оптимальное число игроков в "Мафию" - от восьми до шестнадцати человек. При большем количестве игра становится слишком запутанной и длинной, непонятной для самих игроков, а при меньшем - слишком упрощается. Если игроков слишком много, и их количество никак нельзя уменьшить, в игру вводятся два противоборствующих между собой клана мафии: обычные мафиози и представители якудзы. Победой мафии в такой игре считается только вариант, когда один клан мафиози полностью побеждает другой, а также всех мирных жителей. Также для быстрого уменьшения количества играющих вводят весьма специфический персонаж, которого называют "Водитель автобуса". Его особенность в том, что, если этого игрока казнят или убивают, то вместе с ним "умирают" и все, кто его убивал или голосовал за его казнь. Таким образом, количество игроков может быстро прийти в норму. В среднем, игра длится около часа, и за это время игроки успевают изложить множество предположений, выстроить массу логических цепочек, пару раз поменять свои подозрения, оправдать Черного, казнить невинного Красного, случайно или намеренно подставить другого игрока, "очернить" себя и совершить еще множество правильных и не очень действий.
На сегодняшний день существует множество модификаций "Мафии": Дипломатия (игра без стрельбы и проверок), Демократия (жители могут голосовать сразу за нескольких подозрительных игроков), наличие в игре Оборотней - мирных жителей, которые после смерти всех мафиози сами становятся мафией, и "внебрачных детей Дона мафии" - игроков, которых мафия на протяжении всей игры не может тронуть. Встречается и игра без обычных мирных жителей, то есть все игроки имеют активные красные или черные роли. Все эти условия и особенности призваны максимально разнообразить "Мафию", сделать ее еще более интересной.
Для игры лучше всего использовать специальные колоды, можно играть и с помощью колоды обычных карт, заранее решив, какую роль подразумевает та или иная карта. Также для игры используются специальные повязки на глаза, что исключает возможность подсмотреть действия того или иного игрока во время ночи. Кроме того, для игроков, не знакомых друг с другом, нужны номерки. В этом случае, подозревая того или иного участника игры в причастности к мафиозной группировке, подозревающему не нужно долго вспоминать имя игрока, а достаточно назвать его номер. Также ночью активным игрокам намного легче совершить какое-либо действие, например, убить или, наоборот, вылечить гражданина, показав ведущему его номер, а не указывая на него.
Особенную атмосферу игре придают правила, которые контролируют отношения между игроками. В течение игры запрещается грубить друг другу, прямо называть того или иного игрока представителем мафии, открыто провоцировать игроков и перебивать друг друга. Более того, игра не зря называется салонной: она позволяет участникам окунуться в мир утраченных традиций взаимного уважения. Кавалеры приветствуют дам стоя, выход из игры каждого игрока сопровождается аплодисментами, вне зависимости от качества его игры, а победа или поражение принимается командами Красных и Черных спокойно: ведь в новом раунде все может быть совсем по-другому.
Для старых знакомых "Мафия" может стать поводом открыть друг в друге ранее незамеченные черты. Например, самый тихий человек в компании может оказаться прекрасным Доном и, не нервничая, не выдавая себя ничем, привести свою команду к победе, а самая эмоциональная девушка может стать лучшим Комиссаром, логически вычислившим всех мафиози. Для тех же, кто встретился впервые или же собирается исключительно для игры, то есть не знает своих товарищей, "Мафия" становится еще интереснее: каждому игроку необходимо следить не только за своими действиями, но и пытаться по малейшим проявлениям беспокойства или, наоборот, слишком большого расслабления, узнать тех, кто причастен к мафии. Опытные игроки в "Мафию" со временем приобретают неоценимый навык - могут легко читать по лицам незнакомых людей все их эмоции, что здорово помогает в повседневной жизни. Также мафиози со стажем лучше умеют концентрироваться и строить логические последовательности.
Впрочем, "Мафия" - это в первую очередь игра, то есть способ
отдохнуть и хорошо провести свободное время, поэтому относиться
к ней стоит соответствующе. Хотя, в Китае "Мафией" лечат от
игровой зависимости любителей азартных игр, а японские
старшеклассники готовятся с помощью этой игры стать в будущем
присяжными.