Номер 11 (858), 30.03.2007

ЮМОР МЕНЯЕТСЯ, ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Серьезный разговор с веселым человеком Яковом Гоппом - Яшей из "Джентльмен-шоу"

- Это правда, что сегодня шутить намного сложнее, чем прежде?

- В большой степени - да. В советские времена артисту достаточно было просто многозначительно поднять палец вверх, к потолку, и зал понимающе смеялся. А какая-нибудь незамысловатя шутка вроде "Под руководством сами знаете кого..." могла вызвать просто бурю восторга. Сегодня все эти полутона, намеки, красноречивые умолчания исчезли, поскольку говорить можно обо всем и открыто. Уровень юмора все опускается и опускается, уже даже не ниже пояса, а ниже плинтуса, и уважающему себя человеку работать в этом жанре все труднее и труднее.

- Что же получается: цензура повышала качество юмора по принципу незабвенного полковника Скалозуба: "Пожар способствовал ей много к украшенью"?!

- Я думаю, что наличие цензуры заставляло авторов проявлять фантазию, искать оригинальные "ходы", а артистов - тоньше интонировать, работать намеками, т.е. если прибегнуть к газетным штампам, совершенствовать своей мастерство...

Сегодня ситуация иная. И дело не только в том, что нет "запретных тем" и юмористам трудно соперничать с прессой. Перефразируя Булгакова, могу сказать, что наш юмор сильно испортил "денежный вопрос". Прежде не было такого авторского диктата: я тебе напишу текст, а ты вынь да положь у.е., причем сразу. Я вспоминаю, когда мы в "перестройку" создали при Одесском объединении молодежных клубов Клуб веселых встреч, то нам писали тексты очень хорошие авторы - Ирина Полторак, Володя Трухнин, Саша Завелион (сейчас они работают для "Городка"), Александр Тарасуль (художественный руководитель "Джентльмен-шоу"), Эдуард Каменецкий, ныне прекрасно чувствующий себя в Штатах, - но и речи не было об оплате. Тарасуль писал для Хазанова, но в последнюю очередь рассчитывал, что ему за это будут платить. Важно было "засветиться"...

- Но авторы, которых вы упоминаете, только сейчас "звезды" в своем жанре, а двадцать лет назад они были начинающими. И, наверное, смешно было бы, чтобы тот же никому не известный в ту пору Тарасуль требовал деньги у знаменитого Хазанова...

- Сейчас даже начинающие авторы первым делом ставят материальные условия. Я, к сожалению, не писатель, а человек, исполняющий то, что написано. И было у меня несколько телевизионных проектов, когда я предлагал сотрудничество молодым авторам. Но первый их вопрос: а сколько нам за это заплатят? Ребята даже не понимают, что, прежде чем запустит телепроект, нужно сделать "пилотный" выпуск, т.е. потратиться - вложить свое умение, талант, мастерство, а порою и деньги: никто ведь не станет "покупать зайца в мешке". Неизвестно еще, что они там напишут, насколько это будет смешно и оригинально, подойдет ли это по жанру или другим критериям, но деньги требуют уже. К таким людям я сразу теряю интерес: все-таки в нашем деле творчество должно быть первично.

- Если не секрет, каковы расценки за юмористические тексты?

- Знаменитые наши авторы, "мэтры", просят порядка тысячи у.е. за страницу текста. Причем сразу. Исключение - Жванецкий. Он соглашается, чтобы его тексты использовали, а потом уже (если что-то получится) ему поступали авторские отчисления. Но Михаил Михайлович - человек "старой закалки"... А так - даже молодые, начинающие просят, хотя и поменьше, чем "мэтры", но ненамного. Понятно, что таких денег у артистов (кроме разве что самых-самых "звезд") нет, вот и приходится выкручиваться...

- Опять-таки, если не секрет, то как?

- Выручают анекдоты, благо в интернете их видимо- невидимо. Подбираешь серию анекдотов, соединяешь их по смыслу в некое единое целое, ну, и выступаешь. Многие работают именно так. А что делать? "Лишних" тысячи у.е. у меня нет.

- Но у Петросяна, я так думаю, они бы нашлись. Тем не менее, и он балует публику в основном анекдотами...

- И у Петросяна проблемы с текстами! Ведь как было раньше? Авторы писали, артисты исполняли. Многие ли знали, кто сочиняет монологи для Райкина или Хазанова?! Зрителей это совершенно не волновало. Писатели-юмористы свои произведения читали разве что на творческих вечерах. Исключением был Жванецкий, да и то он выступал в концертах с Ильченко и Карцевым, чтобы можно было дотянуть до "полнометражной" филармонической программы, которая по правилам тех времен должна была идти минимум полтора часа.

Сейчас - совершенно другая ситуация. Главное "действующее лицо" в юмористическом жанре - автор, он же исполнитель своих произведений. Хорошо это или плохо для жанра - не мне судить, но для артистов - это однозначно плохо.

- У Евгения Евтушенко были когда-то такие строки:

"Цари, короли, императоры,

Властители всей Земли,

Командовали парадами,

А юмором не могли".

Выходит: то, что не под силу было даже царям, легко совершил "его величество доллар"?

- Да, сегодня абсолютно все решается через деньги. Нет энтузиазма, нет стремления к какой-то цели, более значимой, чем заработок. Хотя я по-прежнему придерживаюсь убеждения, что творчество заканчивается на деньгах. И, кстати, вот тому подтверждение. Назовите прямо сейчас авторов-юмористов, российских или украинских, которые бы ярко "засветились" за последние десять лет?

- Ну, я не специалист в этом деле...

- А я вроде как специалист, и все равно впадаю в задумчивость.

Другое дело, что сейчас предпочитают работать авторскими группами. Это нормальное явление, в принципе, поскольку какой-нибудь телевизионный или радиопроект в одиночку не осилить. На Западе такая практика существует давно, со времен Уолта Диснея, который чтобы придумать гэг для своих мультиков, мог собрать полсотни человек и выбирать из их придумок лучший вариант. Да и у нас в КВНе работали исключительно авторские группы...

Кстати, о КВН...

Я вот уже около десяти лет сижу в жюри разных КВНовских фестивалей и считаю, что именно тут самый свежий юмор. Создают его молодые, перспективные ребята, которые умеют думать, сочинять, они не зациклены ни на чем, у них еще не появилось штампов. У них, действительно, молодой подход, достаточно смешной, порою неожиданный. Но часто все очень хаотично, невыстроенно, и даже прекрасные шутки существуют как бы сами по себе...

- Но, может быть, это связано с общей культурой? Ведь в прежние времена юмористами и сатириками были люди, получившие хорошее "классическое" образование - инженеры, врачи, филологи. А сейчас "юмористами" становятся чуть ли не со школьной скамьи...

- Да, юмор помолодел, и это наверное, объективно. Наше время очень динамично, все спрессовано по времени, отсюда и нынешняя к короткой шутке, броской фразе. Видимо, именно КВНовский стиль наиболее отвечает запросам зрителей. И я думаю, что в этом направлении наш жанр и будет развиваться. Будем анекдоты пересказывать, будем создавать новые анекдоты. Старые мастера, к сожалению, будут уходить, а что касается молодых, они будут создавать группы, которые станут сочинять короткие скетчи, шутки и т.д. и т.п.

- Выходит, на появление новых "Двенадцати стульев" рассчитывать не приходится?

- Нет. Мне кажется, что это направление в юморе уже умерло. Последнее, что было тут действительно яркое, - это "Чонкин". Но Войнович же не пишет для эстрады.

- Грустно...

- И мне тоже. Но надо понимать, что, ко всему прочему, выросло новое поколение зрителей. Людям, родившимся в последней трети прошлого века, попросту трудно воспринять авторов, которых мы считаем "мэтрами", - тех же Ильфа и Петрова. Молодежь не в состоянии понять, что происходило в то время, почему это смешно... Им надо что-нибудь попроще, желательно ниже пояса, - и чем ниже, тем интересней.

Вспоминаю, как еще в 1990 годах (совсем вроде бы недавно!) я на репетиции "Джентльмен-шоу" сказал словцо, которое ассоциируется с задницей. А Женя Хаит остановил меня" "Подожди, Яша, еще не время! Где-то через годика два это можно будет говорить." Сейчас все эти слова говорят совершенно спокойно с эстрады, с телеэкрана. Взять "Комеди- клаб", так там весь юмор ниже пояса, и ругаются матом открыто и откровенно. Отношение к юмору меняется. Молодежь более раскрепощена, менее образована, ей смешно слушать анекдоты с матерными словами.

- И как относитесь к этому вы, человек, пришедший в юмористику из немного, так сказать, другой эпохи?

- Я - артист, и не могу как писатель работать " в стол". Я работаю, как и живу, здесь и сейчас, и если не хочу уходить со сцены "под стук собственных каблуков", вынужден учитывать запросы СЕГОДНЯШНИХ зрителей. Конечно, есть вещи, до которых я никогда не опущусь (материться со сцены мне просто противно), но Время заставляет к нему приспособаливаться. Зощенко - гениальный писатель, но понять его юмор, не имея представления о реалиях 1920 годов, решительно невозможно...

У великого мастера театра Владимира Немировича-Данченко любимым слово было - успех. Он настаивал, что спектакль должен иметь успех, иначе нет театра, как такового. Тем более, это верно, когда речь идет об эстраде - искусстве сиюминутной реакции. Да, можно ругать "Аншлаг", "Кривое зеркало", Петросяна со Степаненко, но у этих артистов есть своя публика, на них ходят, у них - аншлаги. Как бы их ни критиковали коллеги по цеху или журналисты, чтобы ни говорили, будто они используют старые анекдоты, "крадут шутки" у КВН и т.д., но это - востребованные артисты. Их со сцены не уберешь. Я, к примеру, из всех юмористических телепередач, предпочитаю две - неувядаемый "Городок" и относительно новый "Шестой кадр" (бывшая "Дорогая передача" на REN TV сейчас идет на канале СТС). Но я не могу не признать, что передачи, которые выпускаются под руководством Петросяна, пользуются огромной популярностью, у них очень высокий рейтинг. И, как к ним ни относиться, они будут жить до тех пор, пока люди будут их смотреть. То же самое касается и "Аншлага"...

- У нас есть еще один человек, которого ругают все кому не лень, - Андрей Данилко...

- Андрей - фантастически талантливый артист (рядом с ним по таланту я могу поставить только Максима Галкина). Со своей Веркой-проводницей он попал просто "в десятку". Причем, обратите внимание, впервые на нашей эстраде мужчина создал женский образ. Но сейчас ему от этого образа трудно уйти. Хотя я помню, как на фестивале "Море юмора" Андрей выступал, изображая регулировщика ГАИ. Потрясающий номер, хорошие шутки. Ему бы сейчас вернуться в разговорный жанр, однако, боюсь, что Верка Сердючка будет над ним постоянно довлеть...

- Комики, шуты всегда были народными любимцами, поскольку были практически единственными людьми, кто мог себе позволить "говорить правду царям". А каково сегодня, образно говоря, быть шутом?

- Быть шутом всегда сложно. Если, конечно, не зубоскалить, а стараться быть остроумным и ни на кого другого не похожим. Не каждому это дано. И дело не только в наличии соответствующих данных. Еще очень нужна "госпожа удача". Важно оказаться в определенный момент в определенном месте. Как Яша Левинзон, талант которого раскрылся благодаря тому, что он идеально "попал" в монолог Георгия Голубенко "Зеркало". А теперь представим, что этот текст отдали бы другому исполнителю; стал ли бы тогда Яша таким популярным?! Впрочем, мне на надо далеко ходить за примерами. После окончания института я работал в порту, выступал за портовую команду КВН. На одну из репетиций пришел мой соученик по Одесской студии киноактера Саша Беньковский вместе с Юрой Володарским, который как раз искал партнеров для Клуба веселых встреч. Я Юре приглянулся и он пригласил меня в актерскую группу "Удачная компания". А дальше уже понеслось...

- А как появились Сима с Яшей?

- Сима с Яшей возникли благодаря Александру Тарасулю и Евгению Хаиту, которым написали тексты для "коммунальной квартиры" "Джентльмен - шоу". Я ведь там поначалу много кого изображал, но в какой-то момент подошел Тарасуль и сказал: "Так, мы посмотрели отснятый материал, и с этого дня ты уже муж Симы и надолго". Вот так мы с Ирой Токарчук и стали "семейной парой".

- И не надоело столько лет быть "мужем Симы"?

- Нет. Это же классическая комедийная пара, вроде Одарки и Карася из "Запорожца за Дунаем": здоровая "бой-баба", которая командует мужиком. Зрителям такое сочетание всегда нравилось и нравится. Мы сейчас с Ирой хотим сделать свою программу, в которой будут и дуэты, и сольные номера. Наметки есть, думаю, что это должно быть смешно и интересно. Вот только, где взять лишние пару тысяч у.е. на авторов?!

Беседу вел Андрей ТИШКОВ.