Номер 27 (823), 14.07.2006

ОБОРВАННАЯ ПЕСНЯ ПОКОЛЕНИЙ

КАК АНТИСЕМИТИЗМ ПОГУБИЛ СОВЕТСКУЮ ЭСТРАДУ

(Окончание. Начало см. в № 26.)

В первой части статьи речь шла о появлении и расцвете советской массовой песни 30-х годов и времен войны, об активном участии в этом процессе авторов и исполнителей еврейского происхождения. Но в послевоенное десятилетие антисемитизм, неофициально ставший государственной идеологией, резко отрицательно повлиял на уровень советской эстрады и песенной ее составляющей. Бесконечные "гимны" о "родной и любимой" стране и ее вождях, поощряемые сверху, ввергли песенный жанр в состояние упадка.

"ВРЕМЯ НОВОЕ В НОВЫХ ПЕСНЯХ"

От застоя советскую песню спасает "оттепель" и... барды. Движение самодеятельных авторов-исполнителей, где наряду с Булатом Окуджавой, Юлием Кимом, Адой Якушевой, Михаилом Анчаровым блистают такие имена, как Александр Галич, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Городницкий и др., приобрело с середины 50-х гг. необыкновенную популярность. Советских людей, уставших от засилья "гимнических" сочинений, привлекает в бардовских песнях их искренность, душевность, тонкая интимность, наконец, редкостно высокий уровень поэтических текстов. Довольно скоро ведущие барды затмевают по популярности даже известнейших исполнителей. В этих условиях мастера песенного жанра оказываются перед необходимостью использовать уроки своих самодеятельных коллег. Как отмечено в монографии "Русская советская эстрада", выпущенной в 1981 г., творчество бардов "заставило профессиональную эстраду быть и более точной в отборе сюжетов, характеров и более современной в ритмообразовании, жанровых пристрастиях, интонационном строе". Надо отдать должное: мастера-профессионалы сумели быстро перестроиться. Совершенно преображенным предстает Матвей Блантер, создавший блестящий песенный цикл на стихи Ильи Сельвинского и "космические" баллады на слова Владимира Дыховичного, Мориса Слободского, Владимира Войновича. Аркадий Островский, известный до того своими комсомольскими песнями, выступает с лирическим циклом "А у нас во дворе", где ошеломительно ново для своего времени звучит характеристика девушки, в которую влюблен герой песни: "Я гляжу ей вслед, ничего в ней нет...". Новые краски находят в своей творческой палитре уже прославленные Марк Фрадкин, Евгений Жарковский, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский. На редкость созвучным новым веяниям оказывается исполнительская манера Марка Бернеса, который в эти годы переживает вторую молодость, становясь эталоном песенной эстрады.

Но самое главное: воспользовавшись кратковременным "окошком оттепели", на песенной эстраде появляется целая плеяда молодых, ярких талантливых авторов и исполнителей. Перечисление их фамилий способно было привести в состояние ужаса антисемитов, которых, увы, хватало среди тех, кто определял в стране культурную политику. Композиторы Оскар Фельцман, Ян Френкель, Эдуард Колмановский, Юрий Саульский, Вениамин Баснер, Владимир Шаинский, Александр Колкер, Геннадий Подельский, Эдуард Ханок, Владимир Рубашевский; поэты Игорь Шаферан, Михаил Танич, Михаил Пляцковский, Ким Рыжов, Михаил Рябинин, Илья Резник; певцы Иосиф Кобзон, Эмиль Горовец, Эдуард Хиль, Нина Бродская, Лидия Клемент, Аида Ведищева, Вадим Мулерман, Мария Лукач, Лариса Мондрус, Алла Иопше (в дуэте со Стаханом Рахимовым) вместе со своими коллегами неузнаваемо изменили лицо советской песни.

Сохранив лучшие черты своих славных предшественников, песни 60-х гг. становятся более глубокими по содержанию, более изощренными мелодически. В лучших сочинениях Я. Френкеля, Э. Колмановского, В. Баснера, А. Колкера, И. Шамо и др. поразительным образом сочетается публицистичность и задушевность, нежность и ирония. Не случайно именно в 60-х гг. создается наибольшее количество песен, которые считаются золотым фондом советской эстрады и которые до сих пор сохраняют свою притягательность, чему свидетельствуют такие телепроекты, как "Старые песни о главном", "Жизнь прекрасна", "Хиты 60-х".

Для советской песни 60-х гг. характерен напряженный творческий поиск, даже мастера с устоявшейся репутацией не боятся экспериментировать, находя поддержку у исполнителей. Оригинальнейший импрессионистский цикл "Мимолетности" на слова Инны Кашежевой создает Аркадий Островский. В балладном жанре успешно пробуют себя Оскар Фельцман в содружестве с Робертом Рождественским и Александр Колкер с поэтом Кимом Рыжовым. Романтизм 20-х гг. на современном материале воскрешается в творчестве киевского композитора Игоря Шамо. Трудно даже представить себе, каких высот могла бы достичь советская песня, если бы в этот творческий поиск грубо не вмешалась идеология.

"ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ..."

Партийные идеологи лишь под давлением обстоятельств (десталинизация ХХ и ХХII съездов КПСС) ослабили узду. Неосталинизм, к которому после падения Н.Хрущева и прихода к власти Л.Брежнева все больше скатывалась партийная идеология, означал среди прочего и укрепление антисемитизма во всех сферах жизни советского общества. Пышным цветом это явление стало цвести после успешных войн государства Израиль против дружественных Советскому Союзу арабских режимов (1967-73 гг.). Антисемиты подняли голову и стали диктовать свои условия, перекрывая доступ к радио и телевидению авторам и исполнителям еврейского происхождения. Особенно усилился этот процесс в начале 70-х, когда Гостелерадио возглавил печально знаменитый Сергей Лапин – патологический антисемит. Одним из первых его "деяний" было закрытие суперпопулярного КВНа – в немалой степени по причине того, что среди членов всех без исключения команд (в том числе из национальных республик) было чрезмерно много евреев, которые к тому же, как правило, являлись ведущими авторами и актерами. Успешно завершив "операцию" по ликвидации КВН, С. Лапин обратил свой взор и на эстраду. Одной из первых его жертв оказался популярный певец Вадим Мулерман, который отказался следовать "дружескому совету" чиновника убрать из репертуара еврейские песни, за что на долгих 17 лет был отлучен от теле- и радиоэфира. Аналогичные проблемы с репертуаром начали испытывать М. Александрович и Э. Горовец; если в 60-х им было дозволено выпустить на фирме "Мелодия" пластинки с записями еврейских песен, то в новых условиях даже в концертных программах был установлен строгий лимит исполнения таких произведений – не более одной-двух песен.

Нападки на мастеров жанра, страдавших наличием "пятого пункта", особенно усилились после начавшейся в 70-х гг. эмиграции в Израиль. Наиболее строптивым артистам, сопротивлявшимся давлению идеологов, попросту предлагали эмигрировать. Не выдержав пресса бездарных установок, покинули СССР такие мастера, как Николай Александрович, Эмиль Горовец, Нина Бродская, Аида Ведищева, Лариса Мондрус, Михаил Шуфутинский, Леонид Бергер, Лев Пильщик, Майя Розова и многие другие. В печально известном всем советским телевизионщикам и работников радио списке запрещенных исполнителей абсолютное большинство фамилий – еврейские.

Такой отток ведущих мастеров, утяжеленный усиливающимся идеологическим давлением, не мог не сказаться на уровне эстрадного искусства. В середине 70-х гг. иссякает инерция "оттепели" и хотя эстрадные авторы продолжают создавать иногда первоклассные произведения ("День Победы" или цикл "По волне моей памяти" Давида Тухманова, детские песни Владимира Шаинского и т.п.), но все больше в песенном жанре воцаряется эстетика однодневок – песенок, рассчитанных на не слишком взыскательный вкус слушателей. Это видно даже по названиям шлягеров двух сравниваемых десятилетий. Если в 60-х в число самых популярных песен входили такие, как "Хотят ли русские войны?", "Вальс о вальсе", "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Огромное небо" и т.п., то десятилетие спустя со всех эфиров звучат "Кто тебе сказал", "Я еду к морю", "Не волнуйтесь, тетя" и другие подобные сочинения, не обремененные ни мыслью, ни даже особыми мелодическими достоинствами. Показательно, что именно в 70-е гг. входят в моду разного рода ВИА – вокально-инструментальные ансамбли. Как остроумно заметил по этому поводу поэт, "Век солистов истек – начинается время для хора". ВИА были еще и тем удобны, что в них редко выделялись солисты, а значит, не звучали фамилии, неприятные для слуха партидеологов. Для отвода глаз оставались, конечно, такие личности, как Иосиф Кобзон, в шутку, а может, и всерьез прозванный "главным евреем Советского Союза", но и он вынужден был нередко разменивать свой блестящий талант на "правильную" с идеологической точки зрения чушь или пустопорожние шлягеры. Советская песня с ее традициями мелодизма, содержательности и проникновенности откровенно вырождалась в шоу-бизнес, притом довольно-таки низкого пошиба. Как явление искусства советская песня перестала существовать еще до прихода к власти М. Горбачева. Перестройка лишь узаконила процесс безудержной коммерциализации песенной эстрады. Символичен в этом плане тот факт, что самая популярная эстрадная певица последних полутора десятилетий существования СССР Алла Пугачева, не меняя ни имиджа, ни репертуара в одночасье превратилась в суперзвезду постсоветской поп-музыки. Да и Иосиф Кобзон остался тем же официозным исполнителем, каким был в советские времена.

Есть все основания утверждать, что именно антисемитизм в немалой степени повинен в деградации такого уникального явления мировой культуры, каким, без преувеличения, является советская песня. В конце концов песенная эстрада СССР превратилась в отстойное болото, на котором попросту не могут вырасти цветы. Характерная между прочим деталь: среди самых известных исполнителей СНГ-шного шоу-бизнеса вы практически не встретите евреев: Аркадий Укупник, Леонид Агутин, Анжелика Варум, Линда (Светлана Гейман) погоды, что называется, не делали и не делают. Правда, в Украине появилась недавно певица с совершенно потрясающими данными – Таня Либерман, да и та скрывается под псевдонимом (если кто не знает, речь идет о Тине Кароль). Ну а судить о качественном уровне нынешних поп-сочинений в сравнении даже с "Черным котом" Юрия Саульского или "Ландышами" Оскара Фельцмана мы предоставляем нашим читателям.

Александр ГАЛЯС.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.