Номер 1 (790), 13.01.2006

К 130-летию со дня рождения Джека Лондона

НЕ ДЛЯ ДЕНЕГ РОДИВШИЙСЯ

Мое поколение зачитывалось его книгами – всем импонировали его герои, люди мужественные, отважные, смелые...

Джек Лондон (настоящее имя Джон Гриффит Лондон) рос в бедной семье. Отец, "профессор астрологии", У.X. Чэни отказался от сына. Мать, Флора Уэллиман, вышла замуж за 46-летнего вдовца, разорившегося фермера Джона Лондона, усыновившего ребенка. Детские и юношеские годы писателя – нужда, тяжелая работа, поиски идеала. Работал на консервной фабрике, был "устричным пиратом", матросом, бродягой.

В 1896 году поступил в Калифорнийский университет, но вскоре оставил его из-за недостатка средств и неудовлетворенности системой обучения. Работал в прачечной. В 1897 году отправился на Аляску, где началась "золотая лихорадка". Пробыв там год, возвратился таким же бедняком, каким уехал. Первый рассказ Лондона – "Тайфун у берегов Японии" – был опубликован сан-францисской газетой "Колл" (1893), но литературная известность пришла к нему в 1900 году, когда вышел в свет первый сборник северных рассказов "Сын волка". За ним последовали "Бог его отцов", "Дети мороза", окончательно упрочившие его литературную репутацию.

Начиная с 90-х годов XIX века Лондон принимал активное участие в американском социалистическом движении, выступал на митингах, собраниях, читал лекции на политические темы, писал статьи о рабочем и социалистическом движении, которые позднее были объединены в сборники "Война классов" и "Революция". Не избежал воздействия модных в то время учений Г. Спенсера и Ф. Ницше. Социализм его не был строго научным. Он отвечал уровню социалистического сознания в США той поры и носил анархо-индивидуалистический характер.

В эстетических взглядах писателя преобладали реалистические тенденции. Лондон знаком с произведениями И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, но ставит реализм М. Горького на более высокую ступень: сила протеста против социального зла становится у него одним из важнейших критериев оценки писательского творчества. Защищая основы реализма, в тоже время на всю жизнь сохранил любовь к романтике. Лондона можно считать продолжателем романтических традиций Дж. Ф. Купера, Г. Мелвилла, Б. Гарта.

Особый цикл в творчестве Лондона занимают северные рассказы. Капиталистическому обществу с его собственнической моралью противопоставлен дикий, суровый север, где жизнь труднее, но и свободнее, где людям легче дышать.

Во многих рассказах Лондон создает привлекательный образ сильного, смелого, гуманного человека, не отступающего перед трудностями и опасностями. Мэйлмют Кид – один из любимых героев писателя: "На сороковой миле", "Белое безмолвие", "Северная Одиссея", "Мужество женщины". Одна из центральных тем у Лондона – романтика борьбы с природой, например, в рассказе "Любовь к жизни". В ряде рассказов ставится тема развращающего влияния современной буржуазной цивилизации на быт и нравы Севера: "На конце радуги", "Исчезновение Маркуса О'Бриена", а также показана трагическая судьба индейцев: "Лига стариков", "Смерть Лигуна". Писатель осуждает тех, кто явился на Север только ради наживы: "Человек со шрамом", "Тысяча дюжин". Неповторимо художественное своеобразие северных рассказов. Для них характерны романтизм в реализме и реализм в романтизме, романтизированные и героические образы. Северная природа в его произведениях величественна и грандиозна.

Северные рассказы – своего рода пробный камень для общей оценки творчества Лондона. Именно их имеют в виду критики (Р. Чейз и др.), когда характеризуют Лондона как писателя "красной крови", видя в нем лишь автора развлекательных произведений, популяризатора идей Спенсера и Ницше. Для таких выводов достаточных оснований нет. Если в рассказах "Сын волка", "Люди солнечной страны", "Закон жизни", романе "Дочь снегов" преобладает спенсерианское влияние, то есть десятки других, в основе которых гуманизм и демократизм, любовь к людям. Это относится и к знаменитому "Зову предков" и "Белому клыку".

Критика ницшеанства прозвучала в романе "Морской волк", где писатель осуждает культ силы и преклонение перед ней, жизненную практику "сверхчеловеков".

Важным событием в американской литературе конца XIX – начала XX века стало создание "Железной пяты". Крупное художественное достижение писателя – пророческий образ-символ Железной пяты, правительства фашистского типа.

Социально-психологический роман "Мартин Иден" характеризует глубокое проникновение в психологию и жизнь писателя, его творческие стремления, интересы и взгляды. История Мартина Идена – трагедия художника, обусловленная конфронтацией с буржуазной, мещанской средой, враждебной настоящему искусству и таланту, еще один вариант американской трагедии, темы, ставшей одной из центральных в американской литературе XX века.

Сильны жизненной правдой рассказ "Мексиканец", пьеса "Кража", некоторые из южных рассказов, повесть "Первобытный зверь". Вместе с тем в повести "Приключение", романах "Лунная долина", "Мятеж на Эльсиноре", повести "Алая чума" и других произведениях отразилось нарастание противоречий в мировоззрении писателя. Лондон вступает в период глубокого духовного кризиса, который обостряется к концу жизни. Он отходит от рабочего движения, перестает участвовать в общественной деятельности, в 1916 году выходит из рядов социалистической партии...

Из письма писателя дочери: "Дорогая Джоан!.. Разве интеллектуальный зуд или душевная забота, или сердечный зов не влекут тебя к твоему отцу? Я очень стар и очень мудр. И мог бы многое поведать про этот сложный мир. Мне нечего предложить тебе по части долларов... Но у меня есть все для тебя по части духа и того, что подвластно духу...".

Но "дух" не спас самого Джека Лондона. Умер писатель неожиданно в возрасте сорока лет. Врачи установили, что смерть наступила от чрезмерной дозы морфия. Многие исследователи полагают, что Лондон, как и его герой Мартин Идеи, покончил жизнь самоубийством.

По мотивам "Мартина Идена" В. Маяковский написал киносценарий "Не для денег родившийся" (1909).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.